Становление и упадок системы классического рабства
По мере роста римской территории за счет захвата земли соседних общин увеличивалось количество подневольного населения. Из этих покоренных чужеродных (а позднее чужеземных) людей и образовался позднее плебс.
Позднее всякий чужеземец являлся для общины потенциальным рабом, захвачен ли он был во время военных завоеваний, или очутился на территории Римского государства в мирное время.
Положение младшего члена рода мало чем отличалось от положения раба и эмансипация, то есть выход из рода по своему значению и по своим юридическим последствиям приближался к освобождению из рабства.
Организация римской общины сохранила на заре ее истории очень много родовых учреждений, хоть и в несколько видоизмененной форме.
Рабовладение в IV-III вв. начинает все шире внедряться в римское хозяйство. Число рабов в результате непрерывных войн быстро растет. Само понятие классического рабства развилось из система рабства патриархального, когда рабы были практически на положении младших членов рода. Захват и разрушение соседних государств дало римлянам массовую партию рабов.
Постепенно ужесточается содержание рабов. Они начинают выполнять все работы в государстве, за исключением выборных должностей, которые считались привилегией патрициев.
С точки зрения римского права раб рассматривается не как личность, а как вещь, имущество, и поэтому господин был волен над его жизнью и смертью. Все рабы были одинаково бесправны, все они были одинаково исключены из гражданской и политической жизни.
В то же время, необходимо отметить складывание таких двух подсистем рабовладения, как статус государственных и частных рабов. Вместе с тем определяется и различие в их содержании и положении. При этом лучшая доля выпадает государственным рабам.
То, что известно о положении римских государственных рабов в эпоху классического рабства свидетельствует о их более свободном и привилегированном положении, по сравнению с частновладельческим рабовладением (если вообще можно говорить о привилегиях, при том бесправии, в котором оказывались рабы в Римском обществе).
В то же время рабы получали от государства некоторый надел земли для обработки (то есть, в чем-то они приближались по своему положению к состоянию крепостных), рабам давалось государственное содержание. Государственные рабы получали довольствие в среднем в два раза больше, чем рабы в частном владении.
Государственные рабы могли рассчитывать на освобождение по прошествии определенного отрезка времени и в качестве платы за усердный труд.
Государственные рабы пользовались правом приобретать и отчуждать собственность.
Но, однако, государственное рабовладение деградировало в имперскую эпоху, когда в ряде случаев государственных рабов стали заменять рабами имперской фамилии или использовали свободный труд, как более продуктивный.
Труд рабов находил применение в самых различных отраслях хозяйства. среди рабов были гонцы, глашатаи, счетоводы, бухгалтеры, библиотекари.
Особенно часто труд рабов использовался в тяжелых работах, например, таких как работа гребцов.
Если мы вспомним, что на данный вид работы в более позднее время направляли каторжников и что смертность там была очень высокой, то мы можем судить об условиях содержания рабов на данных работах.
Также тяжелым было положение рабов, находящихся в частном владении. Это было вызвано полным бесправием и жестокой эксплуатацией со стороны господина. Так как раб являлся вещью, то и отношение к нему было соответствующим, личностные качества и потребности в расчет не принимались.
Тяжелое положение рабов приводило к постоянным восстаниям. Чем более расширялось римское государство, тем более сложным оказывалось управление рабами, постоянно выходящими из повиновения.
В то же время, чем более заинтересован работник в своем труде, тем более высока его производительность труда. Этот фактор стал одним из главенствующих при развитии экономики. Стало выгодно использовать труд свободных, хотя и ограниченных в правах работников. Это подталкивало к изменению положения раба, предоставления ему возможности выкупа (хоть и за очень большую сумму), возможности обзаводиться семьей и земельным наделом.
Все это, а прежде всего восстания рабов, постепенно привели к упадку системы классического рабства.
Одним из важных вопросов, относящихся к периоду Древнего мира, относится становление системы классического рабства. Был рассмотрен процесс перерождения системы рабства патриархального, когда раб находился на положении младшего, практически бесправного члена семьи, в систему признания раба - вещью, правом распоряжаться которой обладал ее господин, вплоть до лишения жизни. Это было отражено также и в системе римского права: бесправное положение рабов и ненаказуемость хозяев за действия, совершенные по отношению к рабам.