Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима
Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима первоначально не отделяется от других форм мышления от общества и отделить первые ее проявления невозможно.
«Экономика» - слово древнегреческого происхождения, в переводе означает «домоводство» - впервые встречается у древнегреческого мыслителя Ксенофонта, являясь заглавием сочинения, посвященных разумным правилам ведения домашнего хозяйства и земледелия. Этот смысл сохранялся в течение веков.
Экономическая мысль - предполагает обобщение, абстракцию, т. е. экономический анализ. Первым, кто подверг анализу экономические явления и попытался выявить закономерности стал древнегреческий мыслитель Аристотель (384-322 гг. до н. э.) Его можно назвать первым экономистом в истории науки. Экономические воззрения Аристотеля получили развитие в экономической мысли средневековья. Оно покоится на так называемых догмах Аристотеля. В своей Nicomachean Ethics Аристотель утверждал, что меновая стоимость или договорная справедливость требует обмена эквивалентов. Аристотель поставил проблему, которая стала центральной для экономистов на протяжении столетий и до сих пор является предметом дискуссий, которая формулируется: «Чем определяются пропорции обмена товаров» (что делает товары сравнимыми). Это разделило экономистов на сторонников трудовой теории стоимости и сторонников различных вариантов теории. Последние считали стоимость категорией субъективной и выводили ее оценивая полезность товара.
В трудах Аристотеля можно найти зачатки и как первой, так и второй теории стоимости. Аристотель сформулировал проблему (четко сформулировать проблему - на половину решить ее). Аристотель провел анализ капитала, при этом он разделил капитал на торговый и денежный. Для анализа капитала Аристотель ввел понятие «хрематистика» («хрема» - «имущество» (греческое) - извлечение прибыли, накопление богатства). Аристотель считал эту деятельность (накопление богатства) противоестественной, отрицательной, относящейся к ростовщичеству. Его волновал вопрос «о справедливой цене». Экономические и этические проблемы Аристотель не рассматривал порознь в отличие от древнеримских мыслителей, которые экономические проблемы отделяли от этических.
Древнеримские мыслители исследовали практические вопросы организации крупного хозяйства рабовладельческого типа. Представителем этого типа является Марк Катон (234-149 вв. до н. э.). Он ввел критерии выбора земли для организации хозяйства, также дал рекомендации по определению структуры угодий (шкала доходности отраслей сельского хозяйства), по организации подневольного труда. Катон считал, что «хозяйский глаз» является важным фактором организации труда в поместье.
Ю. Колумелла (1 в. до н. э.) в истории античной мысли поставил проблему интенсивного пути развития рабовладельческого хозяйства. Условием интенсификации хозяйства считал реорганизацию рабского труда. Рекомендовал использовать все методы превращения рабов в усердных работников - от тюрьмы в подвале до обмена шутками и совместного обсуждения новых работ. Все это можно рассматривать как зачатки теории «человеческих отношений», получивших распространение в 20 веке.
Древний Рим - круг рассматриваемых экономических вопросов сводил к вопросам обеспечения эффективности ведения хозяйства и рационального сочетания факторов производства. В 19 в. эти вопросы стали центральными для экономической теории и в настоящее время представляют существенную часть современного курса «микроэкономика».