Экологические традиции народов
СОХРАНИТЬ, ЧТОБЫ ВЫЖИТЬ (Экологические традиции народов Баргузинской долины).
Ирина ПРОТОПОПОВА
Людмила ДАМПИЛОВА
Цель нашего проекта - содействовать народам Баргузинской долины в сохранении и возрождении их экологических традиций.
Долина реки Баргузин располагается на северо-востоке Бурятии. Природные условия долины очень своеобразны: степи - самый северный форпост центральноазиатских степей - переходят здесь в предгорные и горные леса. Здесь приблизительно с 13 века живет коренное население - эвенки, а также пришедшие в 14-17 веках буряты и русские. Можно сказать, что Баргузинская долина - это Бурятия в миниатюре, где столетия, сохраняя свою самобытность, мирно соседствуют разные народы.
Многие местные обычаи способствовали сохранению природы долины. Здесь, в сердце Центральной Азии, существуют народные традиции охраны почв от эрозии, сбережения деревьев и лесов, зверей и птиц.
Начиная проект, мы - группа преподавателей Центра детско-юношеского туризма и краеведения г. Улан-Удэ, студентов ВСГАКИ и членов Кольского филиала ЦОДП - поставили перед собой несколько задач:
собрать сведения об экологических традициях народов северо-восточного Прибайкалья;
обучить группы экологов и этнографов, преподавателей, школьников и студентов методикам этой работы;
познакомить общество с древним опытом взаимоотношений народов Баргузинской долины с природой.
Мы беседовали с жителями сел Алла и Улюнхан, расположенных на севере долины. 70 лет назад местное население жило главным образом охотой. Однако при советской власти после создания колхозов преобладающим видом деятельности стало сельское хозяйство. Сегодня традиционным промыслом заняты единицы. Старые люди рассказывали нам, как охотились их отцы, вспоминали о строгом соблюдении сроков охоты и ограничения на количество добываемого зверя, о запрете охоты на самок. Нас поразило, с какой искренней болью говорили старики об истощении природы, о массовых вырубках лесов. Примечательно, что местные школьники многое из рассказанного стариками знают, сами сочиняют легенды, изучают старинные песни и танцы. Дети из эвенкийского ансамбля школьников "Нямникан" ("сказка") пытаются восстановить их.
В народе сохранилось множество легенд о священных зверях и птицах, охота на которых запрещена. Если убить орла, верят буряты, произойдет большое несчастье. Турпана нельзя убивать, потому что он похож окраской на одеяние буддийских лам. Удача отвернется от того, кто убьет волка, тотемного предка бурятского рода шоно (волков). С большой любовью и нежностью рассказывают о лебедях - красивых небесных птицах, от которых, по преданию, произошли люди. Лебедь считается первопредком как бурятского рода галзут, так и эвенкийского рода гольдегир, живущих в долине. Традиция почитания праматери - лебедя жива до сих пор. На озерах Баргузинской долины и сегодня можно встретить стаи лебедей, прилет которых принято встречать с молоком.
Бережно относятся местные жители к источникам. Мы записали много легенд об их происхождении, названиях, лечебных свойствах, особенно о правилах их использования и поведения возле них. Такого рода приметы, запреты и обычаи оберегают природу этих мест. Мы убедились, например, что Аллинские источники сохраняются благодаря народным традициям лучше, чем официальные заказники.
Источникиявляются святыми местами, возле которых нельзя даже громко говорить. Здесь действует негласный запрет на охоту. Молодой охотник рассказывает: "Где бурхан (бог) - нельзя ни шуметь, ни даже стрелять в пределах совести. Моё понятие - в радиусе одного километра. Если собака вдруг залает, я говорю: "Пошли дальше!" Такие места я кругом обхожу, чтобы собака там не шумела".
Особенно много сохранилось преданий, связанных с шаманизмом - языческой религией эвенков и бурят. По их представлениям, местность, отдельные горы, реки, источники населены духами. Деревья и животные тоже имеют душу. У каждой местности есть свой хозяин, который свято охраняет ее. Этому хозяину - эжину оказывают всякие почести и знаки уважения на определенных святых местах (обо): угощают его белой пищей (молоком, чаем с молоком, позднее - молочной водкой), испрашивая светлой дороги, хорошей погоды, исполнения задуманного. Люди оставляют здесь конфеты, печенье, монетки, сигареты, спички. Святые места почитаемы большинством жителей республики любой национальности.
Однако современная жизнь порождает новые проблемы. Сейчас очень принято угощать эжина водкой. Поскольку на святом месте обязательно надо что-нибудь оставить, там остаются пустые бутылки. Они никем не убираются, так как считается, что забирать дары со святого места нельзя, накажет дух. В результате образовались уже внушительные свалки. Как мы узнали, раньше после обряда никогда не оставался мусор. Поэтому мы планируем провести акцию по распространению собранных нами сведений о том, как правильно совершать ритуал угощения. Будут напечатаны и распространены среди путешествующих листовки с фотографиями захламленных святых мест и правилами обряда. Правила будут написаны и на аншлагах, которые появятся возле мест поклонения. Наконец, мы организуем субботник по вывозу бутылок, поскольку убирать их все-таки можно, но надо взамен оставить монетки или спички. Так говорят старики.
Весь собранный богатый материал мы используем в книге "Экологические традиции народов севера Баргузинской долины" и в фильме "Так рождается легенда". Можно будет создавать небольшие книжки для детей, например, про тотемных животных - лебедя, орла, ласточку, про животных - хозяев леса или других мест: медведя, змею. Планируется подготовить лекции, с использованием отснятых в экспедиции слайдов. Об экологических традициях народов Баргузинской долины пишутся курсовые и дипломные работы. Собранные материалы включаются в тексты экскурсий. Мы надеемся, что это только начало большой и серьезной работы.