Исторические боевые традиции как фактор воспитания
Т.А. Дубровская, д.и.н., профессор, заведующая кафедрой социальных технологий РГСУ
С.В. Кочетков, Директор Центра социальной адаптации военнослужащих, аспирант РГСУ
Мощной идейно-нравственной основой воинского воспитания являются в традиции, ритуалы, символы, олицетворяющие для воинов армии и флота что-то близкое, родное, личное, священное.
Армия России в этом вопросе имеет очень богатый опыт, большая часть которого сохранена и до настоящего времени.
Каждый полк в прошлом имел свои эмблемы, знаки, традиции, а в какое-то время даже цвет мундиров. С созданием полка в нем закладывалась и система воспитания у личного состава гордости за принадлежность к нему. Особая роль принадлежала полковым музеям. В них сосредоточивалась вся информация о боевом пути и личном составе полка: полковая летопись, поименные списки всего личного состава со дня его формирования, реликвии полка. В полковой летописи излагалось все, с чем встречался полк на протяжении его существования: сражения, в которых он участвовал; юбилеи; убитые и раненые поименно; передислокации учения; награды и многие другие сведения. Хранителем музея назначался старейший офицер полка. Историю полка знал каждый воин. Этому уделялось большое внимание. Знакомство с полком новобранцев начиналось с музея, его истории и людьми, составляющими предмет его гордости. С беседами о боевом пути, героях полка выступали его наиболее авторитетные ветераны.
Для российского воина, как свидетельствует история, отношение к Боевому Знамени полка, его музею, традициям было священным, к ветеранам и героям - исключительно уважительным.
Использование музеев в воинском воспитании воинов сохранилось и до наших дней. Значительно улучшилось их художественное оформление богаче стали фонды, но действенность в воспитании воинов во многих частях, к сожалению снижена.
Одним из первых воинских ритуалов, ставшем традицией, был ритуал смотра дружины перед выступлением в боевой поход. Происходил обряд торжественной встречи князя. Затем князь проверял оружие и снаряжение. Дружинники практиковались в выполнении военных сигналов, подаваемых при помощи рогов, производили перестроения, разучивали приемы использования оружия и т.д. Церемониал выступления в боевой поход осуществлялся под музыку оркестров.
В дружинах русских князей зародился ритуал посвящения в воины, включавший в себя обряд испытаний и обряд клятвы верности князю. По дошедшему до нас историческому документу "Слово о полку Игореве" можно судить о торжественно-траурном ритуале захоронения людей с воинскими почестями погибших в бою воинов.
С особой торжественностью отмечались победы над иностранными захватчиками, они превращались в общенародные празднества. В процессе такого празднества в древнем Новгороде, например, происходил ритуал "увенчания победителей". Победители становились на прах побежденных и "ударяли в трубы". Так одновременно "славились" победители и отпевались "поверженные" враги.
В новых условиях воинские ритуалы, обряды менялись по форме и наполнялись новым содержанием и становились прочными и устойчивыми традициями. В последующее время они превратились в военные парады, триумфальные шествия, ритуалы посвящения в офицеры, заступления на боевое дежурство, вручения боевых наград и т.д.
Особое внимание уделялось в российской армии отличившимся в бою. Их награждали, чествовали. К награжденным относились с особым уважением. Ритуалы вручения боевых наград и отличий всегда играли важную роль в воинском воспитании.
Указами Петра I впервые в русской армии учреждены ордена - Андрея Первозванного и Александра Невского, первые медали, которыми награждались отличившиеся в боях офицеры и солдаты. Было узаконено также награждение стягами, штандартами, серебряными трубами, и т.д.
Один из старейших (1763 г.) и почетнейших орденов - орден Георгия Победоносца. Его статут гласил: "Не высокая порода, ни полученные перед противником раны не дают права быть пожалованным сим орденом, но дается оный тем, кои не только должности свои исправляли во всем по присяге, чести и долгу своему, но сверх того отличили еще себя каким мужественным поступком". К сожалению изложенный статус далеко не всегда соблюдался.
Нижние чины стали награждаться орденами с 1807 года (ранее они награждались только медалями). К ордену Георгия был введен к ордену Георгия особый знак - солдатский Георгий. Он устанавливался в "награду за храбрость нижних чинов и для поощрения их в воинской службе".
Георгиевский крест ("Егорий" - как его называли солдаты) был на долгие годы почетным и высоко ценимым знаком боевого отличия. Молодой солдат, увенчанный Георгием, мог с достоинством войти в круг ветеранов. Существовал даже орденский праздник, который отмечался ежегодно 26 ноября. В этот день в Зимний Дворец приглашались на молебен и к царскому завтраку все находившиеся в Петербурге кавалеры ордена.
Все это способствовало пропаганде людей мужественных, храбрых, готовых до конца выполнить свой воинский долг, защищая Отечество. Такие люди издавна в России назывались героями. Существовала целая система военных орденов и медалей, которыми награждались нижние чины, офицеры, генералы и адмиралы. Но высшего знака отличия в форме "героя" учреждено не было. Поэтому учреждение высшего знака отличия в нашей стране - звания "Герой Советского Союза" 16 апреля 1934 года было дальнейшим развитием героической традиции русской армии и флота, имеющей огромное нравственное значение и отражающей в новых исторических условиях оценку военных подвигов советских людей.
После распада СССР эта традиция была продолжена - в марте 1992 года установлено звание Героя Российской Федерации и учрежден соответствующий знак - медаль "Золотая звезда".
Пропаганда воинских подвигов - одна из давних отечественных традиций высокого нравственного звучания. Подвиги запечатлены в многочисленных памятниках литературы, искусства, публицистики, в научно-исторических трудах. К сожалению это бесценное богатство нередко из чисто идеологических соображений оказывается малоизвестным.
Традиционными для нашей страны являются и совместные усилия семьи, школы, армии, церкви по воспитанию не только воинов армии и флота, но и всех граждан. Но главную роль в процессе воинского воспитания имеет все же армия, ее офицерский корпус. Известный английский писатель Спенсер высказал мысль, что если бы на земле прекратились войны и наступил бы всеобщий мир, то армия, т.е. войсковые части, как и школы, не должны быть уничтожены, а должны быть оставлены для блага человечества, так как только одна армия и может привить молодому поколению правильное нравственное воспитание.
В обозримой перспективе эта мысль представляется вполне убедительной, а в настоящее время - крайне необходимой. Пока общество не может обойтись без достаточно сильной армии и по-прежнему одна из основных ее задач - превращение вчерашнего юнца в воина. А должное воинское воспитание необходимо во все времена, при любом оружии - от холодного до современных боевых комплексов и военно-технологических систем.
Особое место среди всех идейно-нравственных основ воинского воспитания имеет понятие чести, возникшие еще в древности и наполнявшееся новым содержанием в каждую историческую эпоху. Уже в древних летописях, сказаниях былинах мы встречаем слова о воинской чести. С появлением боевых дружин создаются их кодексы чести. Подвиги дружинников Александра Невского и Дмитрия Донского, совершенные в суровых битвах, их могучий дух, доблесть и любовь к Отчизне непременно связывались с понятием чести. В бессмертном "Слове о полку Игореве" говорится: дружинники выступали в поход, "ищущие себе чести, а князю славы".
Принцип "В службе честь" сформулированный Петром I, - является основополагающим в системе воинского воспитания. Поэтому с созданием регулярной армии понятие "чести" включалось в систему воспитания и обучения, закреплялось в уставах и других юридических документах. Понятие чести заключалось в необходимости блюсти честь мундира, т.е. звание офицера и честь воинской части. Со времени его царствования начинает складываться и крепнуть другой воинский кодекс нравственного поведения: "Честь выше присяги!".
Много положительного в понятии чести вложили великие русские полководцы, писатели, военные историки. А.В. Суворов видел проявление чести в любви к Отечеству "орлов России", в дисциплине, которую называл "матерью победы", в инициативе, находчивости, мужестве - качествах, достигаемых прежде всего воинским воспитанием. Он считал делом чести быть носителем таких воинских качеств, когда бы воин проявлял смелость без запальчивости, быстроту без опрометчивости, деятельность без легкомыслия, твердость без упрямства, осторожность без притворства, приятность без суетности.
Слово "честь" произносилось и произносится как очень значительное и ко многому обязывающее. Честь даже отождествляют со смыслом жизни. "Страшна не смерть - страшнее смерти бесчестие" - говорила героиня кинофильма "Салют Мария!" молодым разведчикам, отправляющимся в тыл к фашистам. И здесь нет преувеличения. Честь - одна из высших нравственных ценностей людей, своего рода интегральный результат органического слияния в человеке внутреннего благородства, порядочности, достоинства.
Целесообразно отметить, что люди долга и чести есть в каждом полку, на корабле, военно-учебном заведении или учреждении. Поднять всех офицеров до их уровня, добиться, чтобы безупречное выполнения своих обязанностей стало делом чести каждого из них - важнейшая задача воинского воспитания. Все командиры и начальники должны знать, что они воспитывают своих подчиненных не только по должностному, служебному положению, не только предоставленной властью, но и в не меньшей мере - своим собственным авторитетом, комплексом идейно-нравственных качеств.
Литература
1. Психологические основы воспитания солдата. СПб., 1911. С.14-15.
Белинский В.Г. Соч. Т.6. М., 1955. С.473.
Логинов И.И. Свобода личности. М., 1980.