Взгляды М.И. Драгомирова на воинское воспитание
Т.А. Дубровская, д.и.н., профессор, заведующая кафедрой социальных технологий, РГСУ
В.Е. Макаров, к.в.н., профессор, профессор кафедры социальных технологий РГСУ
В военно-педагогической системе М.И. Драгомирова исключительно большое место отведено вопросам воинского воспитания.
Педагог-новатор выделял три стороны военного воспитания: воспитание ума и воли, воспитание нравственное и воспитание физическое.
Центром всей воспитательной работы, по мнению Драгомирова, должно быть нравственное воспитание. Он считал, что моральный фактор является решающим фактором и от степени нравственной подготовки армии зависят судьбы войны.
Для обеспечения успеха в бою и в войне необходимо, чтобы воины обладали высокими нравственными качествами, способными сделать армию «твердой и упругой».
Среди этих качеств Драгомиров на первый план ставит патриотизм, преданность государю и Родине до самоотвержения. «выше всего... готовность страдать и умирать, т.е. самоотвержение: оно освящает повиновение, оно злейшее иго делает благим, тягчайшее бремя легким; оно дает силу претерпеть до конца, принести родине жертву высшей любви...» (Драгомиров М.И. Избранные труды, стр. 326).
Русский народ, из среды которого берутся новобранцы, издревле отличался преданностью к России, это чувство до известной степени свойственно им и поэтому задача состоит в том, утверждал Драгомиров, чтобы его укрепить. Средствами к этому, по его мнению, являются: торжественное проведение к присяге, объяснение ее значения и смысла; беседы с солдатами общего и военно-исторического характера; рассказы о славных подвигах российского воинства и др.
К сожалению, в последнее время мы наблюдаем в нашем обществе девальвацию многих нравственных понятий, в том числе и патриотических ценностей. Одним из свидетельств этого является то, что у призывной молодежи появилось скептическое, порой циничное отношение к героическим поступкам соотечественников, слабое знание отечественной истории и литературы, снижение интереса к художественным произведениям военной тематики. Не случайно, что для многих призывников, по данным социологических исследований, в качестве образа выступают герои западных кинобоевиков. Только половина опрошенных могут вспомнить воинов, совершивших подвиг во имя защиты Отечества, и лишь 10 процентов указали, что хотят походить на них (См.: Информационно-аналитический обзор по результатам социологических исследований проблем морально–психологического обеспечения войск (сил) в 2007 году. М, 2007, стр. 34).
Однако один только патриотизм не разрешает всех воспитательных проблем. Для успешного решения поставленных перед армией задач необходима дисциплина. Драгомиров рассматривал ее как цементирующее начало, превращающее армию в дееспособный организм.
Основа дисциплины – строжайший уставной порядок. «Дисциплина, – утверждал Драгомиров, – дело взаимное, т.е. бывает крепка только там, где она существует не только снизу вверх, но и сверху вниз, ибо тот же самый закон, который налагает на солдата известные обязательства, обеспечивает его от неправых посягательств и начальствующие лица, которые позволяют себе подобные посягательства, суть нарушители и закона и дисциплины» (там же, стр. 613).
Наказание Драгомиров считал средством укрепления дисциплины. а не самоцелью. По его мнению, требовательность командира и взыскательность должны сочетаться со справедливым подходом, и тогда наказания, накладываемые этим командиром, будут восприниматься солдатом как следствие его проступков, которых он больше не повторит. « Накажи и забудь – вот идеал русского солдата», – писал М.И. Драгомиров.
Он полагал, что в армии нет места палочной дисциплине и утверждал, что дисциплина в войсках должна достигаться: строгим выполнением уставов и инструкций, нормальным отношением начальствующих лиц к солдатам, равномерностью требований по службе, сообразным со степенью вины наложением дисциплины взысканий, постоянной проверкой исполнения отданного приказания и другими методами (См. там же).
В современных условиях появилось немало новых форм работы по укреплению воинской дисциплины, которые обеспечивают поддержание ее на достаточно высоком уровне. Однако вышеназванные идеи Драгомилова, по-прежнему являются основополагающими.
В числе первостепенных нравственных качеств военного человека Драгомиров называл храбрость, решительность и неустрашимость. Эти качества не присущи людям с рождения и появляются у солдат в результате правильного воспитания. Драгомиров рекомендовал развивать эти качества в мирное время путем выработки самообладания и бесстрашия в ходе напряженной боевой учебы, тактически учений, проведения сквозных атак, применения на учениях боевых патронов, личным примером начальников и т. д. Неустрашимость, стойкость и хладнокровие должны быть превращены в привычку. Для человека – отмечал Драгомиров, – всегда дело было не в мере опасности, а в мере привычки к ней. Чем более укоренить привычку преодолевать страх, сопряженный со специальностью, для которой человек предназначается, тем он легче и лучше исполнит свое назначение» ( там же, стр. 33).
В армейской жизни исключительно важное значение имеет чувство взаимной выручки. Русской армии оно издавна знакомо и всемерно укреплялось. В военном деле, указывает Драгомиров, все основано на единодушии, на товариществе, а поэтому все способствующее развитию, товарищества должно быть поощряемо, а все препятствующее ему – устраняемо.
Понятие взаимной выручки Драгомиров трактует весьма широко, начиная от элементарного представления о взаимной выручке (в духе суворовского: «сам погибай, а товарища выручай») до широкого понимания взаимодействия войск, как формы взаимной выручки.
Обращаясь к опыту современной российской армии, можно сказать, что в вопросе сплочения воинских коллективов имеется немало проблем, негативных явлений. Снижение интенсивности боевой подготовки, рост социально–бытовых трудностей, частое привлечение военнослужащих для выполнения задач, не связанных непосредственно с их прямыми функциональными обязанностями подрывает корпоративный дух и осознание важности коллективизма в воинской службе.
Особое место в шкале армейских нравственных ценностей занимает воинская честь. Личная честь тесно связана с четью воинского коллектива, с честью Боевого Знамени. «В порядочной части, – пишет Драгомиров, – все может перемениться, все может умереть для войсковой жизни, одно остается неизменным и вечным, насколько вечны создания человека: дух и знания – его вещественный представитель. Часть в бою сохранившая знамя сохранила свою честь неприкосновенною, несмотря на самые тяжелые, иногда гибельные положения; часть потерявшая знамя, – то же что опозоренный и не оплативший свой позор человек...» (Драгомиров М.И. Избранные труды, стр. 34).
Боевая летопись российской армии хранит множество примеров героических подвигов отдельных воинов, подразделений и целых частей, которые ради сохранения чести шли до конца, до самопожертвования, придерживаясь правила наших далеких предков: «Лучше честно умереть, нежели бесчестно жить».
Понятие чести остаются на протяжении многих веков священным. Из поколения в поколение передаются не только профессиональное мастерство, но и нормы поведения в различных жизненных и боевых ситуациях, определенные нравственные установки. Многие из них получили закрепление в воинских уставах, а некоторые в неписанных законах – «кодексах чести».
В трудах Драгомирова обосновано положение о связи и взаимодействии духовных и физических факторов человека. Он считал, что твердая закалка и натренированность солдат и офицеров будут основой бодрости их духа, а она в свою очередь подводит дольше и легче выносить все испытания при достижении победы в бою.
Вся войсковая практика и опыт подтвердили жизненность и важность идей замечательного русского военного теоретика и педагога. Умелое, творческое их использование командирами и начальниками в современных условиях несомненно поможет успешнее решать задачи по реформированию и укреплению Вооруженных Сил России.