Православие
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ
Православие - одно из трех основных направлений христианства - исторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Оно распространено главным образом в странах Восточной Европы, Ближнего Востока и на Балканах. Название "православие" (от греч. "ортодоксия") впервые встречается у христианских писателей II в. Как самостоятельное учение возникло после раздела Римской империи на Западную и Восточную (395 год). Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в IV-XI веках. Окончательное отделение от западной церкви произошло в 1054 г.
ОСНОВА ВЕРОУЧЕНИЯ
Основой вероучения признаны Священное писание (Библия) и Священное придание (решения семи Вселенских соборов IV-VII веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов, таких, как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви выпало формирование основных положений вероучения. Оно шло в долгой борьбе с многочисленными отклонениями, вариантами, многие из них осуждены соборами как ереси. Одним из главных противоборствующих направлений стало арианство.
АРИАНТСВО
Массовое распространение христианства в начале IV века во многом связано с проповедями Ария - пресвитера Александрийской школы. Арий утверждал, что только Бог-Отец есть в строгом смысле истинный Бог, а Сын Божий сотворён и вместе с Духом Святым находится в подчиненном отношении к Богу-Отцу. Такое своеобразное "единобожие", несколько упрощённый вариант вероучения, быстрее находило отклик. В IV и V веках арианами стали готы, вандалы, свевы, бургунды и другие народы. Широкое распространение арианства беспокоило византийского императора Константина и побудило его обратиться за помощью к епископам. В 325 году в г. Никее был созван первый Вселенский собор. На нём шла речь об основах православного вероучения, был принят Символ веры, в котором определено равенство и единосущие Сына Божия и Отца.
Учение Ария, однако, не взирая на решение Собора, продолжало увеличивать число своих сторонников. Тогда, в 381 году, на Втором Вселенском Соборе в городе Константинополе ариане были вторично осуждены. Никейский Символ веры был дополнен новыми догматами. Таким образом сформировались основные принципы православия как вероисповедальной системы. Это - признание триединого Бога, творца и управителя Вселенной, признание загробного мира, посмертного воздаяния, искупительной миссии Иисуса Христа, открывшего возможность для спасения человечества, на котором лежит печать первородного греха.
СИМВОЛ ВЕРЫ
В Символе веры, принятом на Никейском и Константинопольском Вселенских соборах, эти основы вероучения сформулированы в 12 частях или членах.
В первом члене говорится о Боге как творце мира - первой ипостаси Святой Троицы.
Во втором - о вере в Сына Божия единородного - Иисуса Христа, рождённого "прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна не сотворенна, Единосуща Отцу.
Третий - это догмат боговоплощения, согласно которому Иисус Христос оставаясь Богом, вместе с тем стал человеком, родившись от Девы Марии.
Четвёртый член Символа веры - о страдании и смерти Иисуса Христа. Это догмат искупления.
Пятый - о воскресении Иисуса Христа.
В шестом говорится о телесном вознесении Иисуса Христа на небо.
В седьмом - о втором, грядущем пришествии Иисуса Христа на Землю.
Восьмой член Символа веры - о вере в "Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима ...".
В девятом - об отношении к церкви.
В десятом - о таинстве Крещения.
В одиннадцатом - о будущем всеобщем воскрешении мёртвых.
В двенадцатом - о жизни вечной.