О государстве, революции и войне
Государство по своему происхождению, сущности и цели совсем не дышит и не движется ни пафососом свободы, ни пафосом человеческой личности, добра, хотя оно имеет отношение к добру, свободе и к личности. Государство - это организатор природного хаоса, оно движется пафосом порядка, силы, мощи, экспансии и т. п. Доброта чужда государству, оно поддерживает лишь минимум ее для того, что бы не распасться, оно любит силу более чем право, справедливость и добро, поэтому все утопии совершенного государства порочны в корне. Государство по своей природе греховно, хотя и борется с грехом, оно не может быть похоже на Царство Божье поскольку основано на принудительном властвовании одного человека над другим, а это по своей сути греховно. Государство нужно лишь для нашего грешного мира, поэтому анархизм совершенно неприемлим.
Основная проблема государства - это отношение его к личности, это насилие государства над личностью, поэтому всегда будет существовать конфликт между личностью и государством.
Государство порождает войны, держится военной силой, ради своего сохранения, расширения, могущества оно считает все дозволенным. Поэтому заповеди Господни непримениму к государству, а применимы лишь к личности.
Война есть великое зло, проявление греха, но вместе с тем она может порождать светлые качества - мужество, честь, верность, сострадание. Эмоциональным источником войн есть «болезнь национализма», тоесть защита национальных интересов.
Войну может убить только техника войны, тоесть ее все время совершенствующееся оружие, это может произойти только через понимание опасности, нависшей над человечеством, а государство и цивилизация создают силы, которые влекут их к гибели.
Когда наступает ситуация когда добро не осуществляет себя, не реализует правды, то зло пытается реализовать правду, тогда наступает революция, но она наступает не спонтанно, а обусловлена тем, что уже в старой жизни пали святыни, разложились верования и ценности. В революции всегда есть мститель, поэтому это всегда связанно с величайшей жестокостью и насилием, она насыщена местью и разрушением. Но революции также могут устранять много неправды и несправедливости старого мира, вести к возрождению и обновлению общества, и в этом их позитивный смысл.
Революция - это не отвлеченное явление, оно происходит сперва в душе, в подсознании каждого из нас, а потом выплескивается стихийно в общем потоке.
Но революция всегда отрицает свободу, поскольку ведет к замене одной идеологии на другую, иногда даже более страшную, революция отрицает ценность личности, свободы, творчества.