Социальный вопрос, труд, техника
Труд имеет двойственное значение: труд есть проклятие, поскольку он мучителен, сопровождается болью и призван создавать не райское, а греховное хозяйство; но с другой стороны - творческий труд дает человеку царственное положение в природе, но трагизм в том, что труд далеко не всегда является творческим, очень часто это не свободный, а рабский, принудительный, мучительный труд, и в этом смысле и капитализм и социализм рассматривают человека с точки зрения функции общества, как инструмент экономического развития, а значит предпологают эксплуатацию человека, разность лишь в том, что капитализм предпологает «свободный» труд, а социализм - труд организованный, коллективный.
Тогда как проблема труда есть прежде всего проблема личности, а не общества, труд должен быть связан с духовной свободой человека. Труд может и должен восприниматься как искупление и как творчество, а не как наказание, ведь на почве христианства было этически преодолено презрение к труду, было признано его уважение. Надо стремиться к десоциализации труда, тоесть его индивидуализации, поскольку только так можно дать человеку возможность свободно трудиться и жить.
Частная собственность также имеет двоистую природу: с одной стороны - это сам принцип личности, поскольку если лишить человека всей собственности, он становится рабом общества и государства, но абсолютная, неограниченная собственность по своей сути ведет к тирании и тем самым насилует других людей и мир, таким образом меняется лишь субъект тирании. Освобождение в том, что бы принципиально, духовно и нравственно отрицать абсолютное, неограниченное право собственности за каким бы то ни было субъектом, личностью, обществом либо государством, нужно вообще отрицать право неограниченной власти, поскольку это безбожный принцип, только Богу принадлежит абсолютное право собственности, Бог дает свободу, а не эксплуатирует, человек же всегда тиранирует и насилует. Собственность должна стать орудием свободного творчества человека, а не орудием насилия.
Несвобода - это ущемление духа материей.
Ревность - это аффект собственности, перешедший в глубину подсознания.
Ложь коммунизма в том, что он не преодолевает абсолютного права собственности, но хочет сделать субъектом этого права комунну, коллектив или государство, этим самым будет осуществляться тирания общества над человеком как свободолюбивым созданием.
Техника есть обнаружение силы человека, его царственного положения в мире, она свидетельствует о человеческом творчестве и изобретательности и должна быть признана ценностью и благом. Но техника не только свидетельствует о силе человека, не только освобождает его, но и также ослабляет и порабощает, делает из человека машину, техника несет в себе страшную созидательную и разрушительную силу, и от духовности человека зависит направит он эту силу на разрушение или созидание, но техника ведет к ослаблению духовности человека, к разрыву с Богом, и в этом ее главная опасность.