admin

Вред телевизора

О ТЕЛЕВИЗОРЕ

Архим. Рафаил

Если мы беспристрастно посмотрим на современную религиозную жизнь то увидим, как на последние оазисы наступает пустыня. Мир превращается в огромную безжизненную Сахару. Причин много, но остановимся на одной из них. Это — телевизор и видеофильмы. Будем говорить не о техническом изобретении, а о его использовании.

Телевизор занял неподобающее место в нашем доме. Будучи скромным средством информации, он монополизировал и унифицировал нашу душевную жизнь. В древности центром семьи был очаг. Затем им стал стол, за которым собирались все родные после трудового дня. Там они не только трапезовали, но и читали Священное Писание. Теперь их место по значению занял телевизор. Но телевизор не соединяет, а разобщает членов семьи. Каждый зачарован голубым экраном. Характерно, что телевизор занимает то место в комнате, где раньше был святой угол с иконами. Древние греки говорили о духе дома — Диамоне, или Гении, внушающем человеку мысли; древние славяне о домовом, мучившем жителей дома ночными кошмарами. Домашний дух нашего времени вполне материализован — это телевизор.

Святые отцы отрицательно относились к театру и зрелищам, которые развивают силу воображения, тесно связанного со страстями. Св. Иоанн Златоуст называл театр училищем страстей, хотя древне-греческая трагедия, по нашим понятиям, нравственная. Святые отцы не делили театральные постановки на полезные и вредные. Они осуждали сам метод — имитацию истины, игру в действительность.

Телевизор лишил нас домов, превратив их в театральные залы. В Библии написано: Не многих пускай в свой дом! Телевизор сорвал двери с нашего дома, к нам приходят толпы людей, пришельцы со всех планет, созданные фантастами. Приходят без стука и спроса, приходят ковбои и гангстеры, приходят люди, с которыми мы не хотели бы иметь ничего общего. Дом стал проходным двором.

Из книги "Православная Церковь об экстрасенсах, НЛО, телецелителях и оккультных явлениях"

Телевизор создал новый вид человека — homo medium - человека с истощенной от непрерывного зрелища, как от непрерывного пьянства, нервной системой, человека душевного распада, который не может поставить границы и фильтр внешней информации и усваивает ее, так сказать, в сыром виде — некритически, недифференцированно, одной низшей механической памятью. Смысловая память при этом притупляется, творческие силы ослаблены.

Человек мыслит посредством слова, человек называется в патристики словесным существом. Телевизор учит мыслить чувственными представлениями, воспитывает рассеянность и впечатлительность. Душа становится изнеженной, чувственной и истеричной. Телевизор является концентрацией страстей; страсть неотделима от чувственных образов. Аскетическая борьба со страстью — это очищение души от фантазий и представлений. Страсть облекается в форму обольстительных картин. Телевизор дает множество форм для чувственности. Телевизор расслабляет интеллектуальные силы человека. Ум должен упражняться, искать, преодолевать препятствия, как атлет тренирует свои мышцы. Телевизор дает обильную. рафинированную, приготовленную пищу, от которой ум становится вялым, немощным, не способным к самостоятельному мышлению, как тело при обильном питании жиреет, дряхлеет и стареет.

Всякое зрелище требует сопереживания, мм включаемся в поле страстей, это поле индуцирует и питает чаши страсти. В каждом познании есть элемент симпатии, общности. Грех, соделавшись привычным, перестает быть отвратительным.

Телевизор посягнул на духовную сферу. Фантазия о духовной жизни рождает ложь, которая называется у Святых Отцов прелестью. Визуально представить духовный мир невозможно, представлять его - это значит находиться в замкнутом круге страстных призраков и гордых теней, вызванных к жизни воображением.

Каждый человек, по учению Святых Отцов, — это малый мир. Каждый человек — это неповторимая индивидуальность. Телевизор унифицирует и обезличивает людей. Телевизор предлагает одну и ту же пищу десяткам миллионов людей. Поэтому люди стали похожими друг на друга, похожими не в единстве духовной любви, а в единстве однообразия; люди теряют интерес друг к другу.

Телевизор гипнотизирует. Потоки образов, ярких и насыщенных страстей, одновременно и зрительных и слуховых, порабощают психику, сознание становится заторможенным, человек превращается медиум телевизора, воспринимающий его внушения.

Телевизор развивает антихристианство. Религия это общение души с Богом. Религия вырабатывает созерцательное мышление, концепцию внимания, сосредоточивает на немногих, но самых главных онтологических объектах. Телевизор — диаметрально противоположное: смена впечатлений, при которой теряется контроль над сенсорной деятельностью. Религиозное чувство — это мистическое чувство, тонкое и нежное, как лепестки цветка. Оно слышится в безмолвии, а не в шуме улицы.

Телевизор распространяет нервные и психические болезни. Возможности человеческой психики небезграничны. У телевизора человек за несколько часов получает столько впечатлений, как раньше за месяц. Нервная система человека изнашивается, не вынося непосильного напряжения, она, как бы защищая себя, уходит в болезнь.

Телевизор учит людей жестокости; это касается не только картин убийств и насилия, окруженных в телепередачах подчас атмосферой поклонения и геройства, но это касается не менее страшного переживания человека у телевизора настолько интенсивны и остры что эмоционально опустошают человека, и он в повседневной жизни становиться безучастным, холодным, отчужденным.

Телевизор отчуждает друг от друга людей, живущих в одном и том же доме, семье, заменив общение людей призраками и тенями экрана. Потеряв чувство живого человека, он потерял любов к нему и сострадание. Человек перестает рассматриваться как личность он превращается в инструмент.

Говорят, что телевизор может стать началом религиозного просветительства, но он убивает самое сердце религии - молитву, мистическую беседу души с Богом. Загруженная, забитая потоком впечатлений, душа не в силах сосредоточиться на молитве, на слова молитвы наносится слой чуждых молитве страстных представлений. Молитва —это центр духовной жизни. Человек выбрасывает душу из неподвижного центра на вертящийся круг сменяющихся представлений. Вне молитвы и созерцания невозможно внутреннее ощущение Бога, свидетельство души о присутствии Божием. Если даже телевизор станет каналом религиозных передач, то все равно он лишит религию главного — глубины и мистики, остановившись на катехизаторстве и оглашении, на уровне слов, а не силы. Без религиозной интуиции, созревающей в безмолвии, такое оглашение или не будет принято или будет принято на уровне духовно-культурных ценностей. Нужна нравственная подготовка, нужны религиозные искания, необходима борьба со страстьми и гордыней, чтобы подготовить себя к принятию христианства, чтобы почувствовать его возрождающую силу. Иначе Христос будет стучаться в закрытую дверь.

Особенно губительно действуют картины секса на детей, которые с молчаливого согласия родителей сидят вместе с ними (иначе родителям пришлось бы или выключить телевизор, или удалить детей из дома на многие часы, поэтому родители предпочитают делать вид, что они не замечают детей, смотрящих телевизор за их спиной). Дети еще меньше, чем взрослые, могут регулировать свои чувства, поэтому после духовного растления у телевизора воспримут христианство как запретительную систему, с прямым или молчаливым протестом против нее. Нам могут возразить, что иные телевизионные программы чисты и нравственны, но на самом деле это далеко не так. Если в передачах занимались бы только морализацией, то телевизоры вообще не покупали бы. Посмотрите на лица сидящих у телевизора. Что вызывает их наибольший интерес — морализация или гангстеры и приемы дзю-до? Если зерна цветов и сорняка смешать вместе и бросить в землю, то можно быть уверенным, что сорняк заглушит цветы. У телевизора вырастает человек с подавленной Духовностью. В лучшем случае он воспринимает религию как нравственно-культурную и историческую ценность, что в сущности является религией без Бога. Поэтому телевизор калечит детские души, отнимает у детей детство, делает их из младенцев сразу же стариками — детьми без детства и чистоты!

"Настоящая жизнь" в телевизоре: Исследование современной медиакультуры"

Анализируются развлекательные программы центрального российского телевидения 2000-х годов: сериалы, токи реалити-шоу, программы досуга, рекламы, спортивные и развлекательные передачи. Исследуется проблема конструирования и представления социокультурной реальности. В центре внимания - телевизионные образы повседневной жизни россиян, репрезентации социальных групп, нормы и ценности, транслируемые телевидением.

Книга есть в лабиринте.

Для специалистов и студентов, изучающих современную российскую культуру, телевидение и культуру медиа, а также для широкого круга читателей, интересующихся этой проблематикой. Может быть использована в учебном процессе в образовательных программах для культурологов, социологов, журналистов.

"Рождённые телевизором"

Слава Тарощина - журналист, телевизионный обозреватель "Новой газеты" и "Газеты.ru", лауреат премии Союза журналистов России в номинации "Профессиональное мастерство".

Книга также есть в лабиринте.

Религия — это тайна, телевизор тайну превращает в рекламу.

Литургия не может быть воспринята как визуальное представление; это мистическое повторение Голгофской жертвы, к созерцанию и участию в которой в древние времена допускались только после подготовки, только члены Церкви, не находящиеся под епитимией. Литургия — это схождение Духа Святаго и преображение человеческой души. Неужели же телевизор может зафиксировать схождение благодати?! 

Телевизор внес в дома верующих людей кощунственные кинофильмы о Христе Спасителе. Искусство артистов перевоплощаться, умение забыть себя, отождествить себя с тем, кого играют, показывает отсутствие всякого религиозного чувства или искаженную религиозность актера, отождествляющего себя со Христом. Сатана сказал: я — бог, Адам сказал: я хочу быть без Бога, как бог. Артист говорит: я хочу показать через себя миру Христа Спасителя. Значит, этот артист уверен, что он может думать, как Христос, любить, как Христос, действовать, как Христос. Это большее богохульство, чем примитивная и пошлая антирелигиозная пропаганда. Сегодня артист играет гангстера, завтра апостола, послезавтра, может быть, Рейгана или товарища Камо! Но наша психика, восприняв в подсознании опошленный театром образ, по законам ассоциаций и аналогии в мышлении наложит этот лживый образ, как клеймо, на святыню.

Телевизор — враг, с которым нельзя договориться. Его агрессия не имеет меры и предела. Если пустыня Сахара расширяется со скоростью пяти километров в год, то телевизор победным маршем идет по всей планете, иссушая последние источники и родники, загрязняя, затаптывая последние оазисы духовности.

Скоро человеку не надо будет посещать друзей, ехать на конференции, приходить в школы для занятий: он сможет сделать это управляя телесистемой, оставаясь в собственном доме. Человек останется в миру, как в пустыне, холодной ко всему и чуждой для всех.

Священник Александр Дубинин 

О вреде телевизора

Пред иконою лампада
Не горит в углу святом.
Поселился слуга ада –
Атеист на месте том.
Неожиданно ворвался,
Подобрал такой момент.
Телевизором назвался,
Предоставил документ.
От утра до полуночи
За волной бежит волна.
Ум и сердце, слух и очи
Помрачает сатана.
Устремили все на свете
Свои взоры на экран,
Смотрят взрослые и дети
Передачи со всех стран.
Временами от испуга
Дети жутко вопиют,
Возмущается супруга:
Что за чушь передают?
Ежедневная программа
Передышки не дает.
Учтено до миллиграмма:
Бес и пляшет и поет.
От молитвы отвлекает
Этот злостный лиходей.
Па преступность он толкает
Одураченных людей.
Молодежь вся развратилась.
По программе сатаны
В дармоедов превратилась,
В паразитов для страны.
Неспокойно в каждом доме.
Брат для брата стал врагом,
Беззаконъе, как в Содоме,
Совершается кругом.
Никакого гуманизма
Телевизор не дает,
Лишь в угоду атеизму
Он и пляшет и поет.
Всяки новшества и моды
Вредоносны для детей.
Люди стали, как уроды,
Под влиянием страстей.
Появились наркоманы.
Удалившись от Христа,
Опустели их карманы,
И душа у них пуста.
Для святой беседы с Богом
Был священный уголок.
Телевизор своим рогом
Все иконы уволок.
Уж не теплится лампада,
Как в былые времена,
Это идол, слуга ада.
Злые сеет семена.

игумен Виссарион

Экран - новый мировой порядок?

Вера Абрамемкова
Современное человечество вступило, по образному выражению известного поэта, в визуальную эпоху, в корне меняющую базовые социальные установки миллиардов людей, вынужденных включаться в жизнь информационного общества. Неограниченное господство Экрана в облике таких уже привычных видеомагнитофонов, телевизоров, компьютеров распространилось не только на сферу бизнеса, политики, экономики, но и вторглось в область сокровенных отношений, семьи, веры, т.е. в сферу человеческого духа, претендуя на роль новой философии, новой религии.

По оценкам экспертов, символом XXI зека станет широкомасштабное телевидение. Возможности этой новейшей технологии, с которой только начинают осваиваться конструкторы, действительно безграничны. Так что нет никакой надежды на то, что наши дети в будущем меньше будут смотреть телевизор. Если еще учесть расширение компьютерных сетей, то становится очевидным, что мы, вероятно, стоим на пороге глобальных изменений системы идеальных связей, установок, ценностей прежде его в сфере семьи, детства.

В настоящее время почти во всех странах мира существует проблема воздействия Экрана телевизионного, видеои компьютерного — пишем это слово прописной буквы не из уважения к явлению, но , чтобы обозначить место Экрана как идола для многих миллионов, вытеснившего из их жизни Бога), воздействия на психическое развитие и личность ребенка. Если 20 лет назад можно было услышать: "Дети знают больше нас, благодаря телевизору", то теперь: "Компьютер и "видак" им дороже родителей", эти фразы дают возможность уловить не только расширение сферы Экрана в жизни детей, но и определенную смену ценностей современного поколения. Педагогические наблюдения и специальные следования показали исключительность воздействия экранных образов на детское сознание, не только вследствие особых технических эффектов, но и в силу повышенной возрастной чувствительности восприятия ребенка. Информация, получаемая ребенком с экрана, воспринимается им как истина, обладает чрезвычайной силой внушения и подражания, в связи с чем на государственном уровне во многих странах был установлен законодательный контроль за содержанием телепрограмм в контексте детства.

Именно из этих соображений, как известно, в Германии священники — лютеране и баптисты — ввели жесткие запреты для детей из семей верующих на все телепрограммы, кроме передач о природе и сказок. Запреты неукоснительно исполняются и взрослыми.

Современная игровая цивилизация по сути своей навязала ребенку Экран в качестве и средства развлечения, и средства обучения. Однако Экран порождает и такие явления, как "информационный тоталитаризм" — агрессивную информационную среду, где нет границ реального и виртуального мира, а так же "клиновое сознание", которое отчуждает человека от созерцания и размышления (так характерного, кстати, для российской ментальности). Это так очевидно, как очевидно различие между так недавно любимой детьми игрушкой Чебурашка из мультфильма "Крокодил Гена" и воинственной черепашкой из американского мультфильма "Черепашки-ниндзя". А по сути Чебурашка и черепашка - это две системы морали, две картины мира, две менталъности, если угодно, которые кому-то необходимо поменять местами или смешать. Так ли это безобидно?

Предельно рельефно трансформация детской картины мира в последние годы заметна по детским рисункам. Посмотрите на рисунки, представленные детьми одной из школ Подмосковья на конкурс "Салют Победы", посвященный Великой Отечественной войне. Этот конкурс предваряла большая подготовительная работа взрослых: рассказы ветеранов войны, изучение истории войны на уроках, чтение книг, демонстрация фильмов о войне и пр. После нескольких недель такой подготовки дети принесли свои рисунки. Вот два из них.

Вот что в теле-компъютерном сознании наших детей, заметим - нормальных детей из нормальных семей -ассоциируется со святой для нас темой, вот что вбито в их головы и сердца. Когда ошеломленная учительница спросила девочку, глядя на портрет убийцы-маньяка из фильма"Это разве герой войны? - получила ответ: "А разве не похоже? Ребятам понравилось ".