Признаки и роль СМИ
К СМИ в России не относятся: стенгазеты, малотиражные издания, библиотеки, Интернет в целом: интернет-блоги, чаты, форумы, конференции и т. д. Каждое из этих средств информации обладает своими особенностями в области производства и подачи сведений.
СМИ имеют следующие признаки:
- массовость (применительно к законодательству Российской Федерации, 1000 и более экземпляров для газет, журналов и рассылок);
- периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год;
- принудительность: один источник сигнала (вещатель, редакция) — много слушателей.
Согласно ст. 2 закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-I О средствах массовой информации
СМИ — это совокупность таких субъектов массовой коммуникации, как:
- периодическое печатное издание: газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год,
- радио-,
- теле-,
- видеопрограмма,
- кинохроникальная программа,
- иная форма периодического распространения массовой информации.
В России СМИ обязаны регистрироваться в органах Роскомнадзора, предоставлять в библиотеки экземпляры своей печатной продукции, либо хранить в течение 1 года записи каждого выпуска (телерадиовещание) и т. д. В то же время им предоставлены определённые права и гарантии, запрещена предварительная цензура.
Лариса Федотова: Общественное мнение и журналистика
Public opinion and journalism
Журналистика здесь понимается как структура, процесс, профессиональная деятельность по сбору, переработке, оформлению по определенным стандартам, передаче общественно значимой информации в социуме для решения определенных задач в дистанционном режиме на регулярной основе.
Общественное мнение - это конгломерат мнений, интересов, пристрастий, симпатий и антипатий, отношений, поведенческих моделей в обществе. Этим объясняется взаимный интерес: журналистики - к общественному мнению, поскольку этот мир мнений свидетельствует о социуме; общественного мнения - к журналистике, потому что структуры по изучению общественного мнения работают для снабжения общества этой информацией. Сам процесс изучения общественного мнения, методический аппарат опросов является профессиональным знанием. И журналисты тоже должны им обладать.
Юрий Щекочихин: Три эпохи российской журналистики
Это книга о самой недавней нашей истории, о профессии, о личном выборе, о профессиональном долге.
В сборник вошли знаменитые статьи, ставшие событиями в жизни журналистики и общества. "Лев прыгнул" - первая публикация, в которой говорилось о существовании организованной преступности в СССР, "За Родину?! За мафию!" - о скрытых пружинах чеченской войны, заметки из цикла "Рабы ГБ" - о стукачах. И в то же время совсем небольшие заметки о происходящем в России и мире.