Как дети слагают стихи
Читать стихи дети очень любят. Главное - подобрать те книги, которые детям будут интересны. Рекомендуем раздел детской поэзии в лабиринте - хороший выбор книг для детей разных возрастов.
Среди многочисленных методов , при помощи которых ребенком усваивается общенародная речь , смысловая систематизация слов занимает не последнее место .
По представлению ребенка , многие слова живут парами : у каждого из этих слов есть двойник , чаще всего являющийся его антитезой . Узнав одно какое - нибудь слово , дети уже на третьем году жизни начинают отыскивать то , которое связано с ним по контрасту .
При этом , конечно , возможны такие ошибки :
· Вчера была сырая погода
· А разве сегодня вареная ?
· Это вода стоячая
· А где же лежачая ?
Такие словесные пары являются для ребенка не только двойниками по смыслу , но в большинстве случаев - по звуку . В представлении детей понятия , параллельные по смыслу , должны быть параллельны по звуку :
· Расскажи начало , а кончала не надо .
· Две открытки и одна закрытка
· Желток - белток
В этих рифмах нет ничего преднамеренного . Просто они облегчают речь ребенка .
Всюду сказывается стремление ребенка рифмовать слова , принадлежащие к одной категории понятий , и таким образом систематизировать их либо по контрасту , либо по сходству .
· Генералы - сухопутные ,
· Адмиралы - воднопутные
Вообще всякая рифма доставляет ребенку особую радость . И когда она случайно подвернется ему в разговоре , он играет ею :
· Вот туда , где вода ,
· Вот туда , где вода .
· Это разве ложка ?
· Это просто кошка .
Влечение к рифмованным звукам присуще в той или иной степени всем детям от двух до пяти : все они с удовольствием предаются длительным играм в созвучия :
· Галюнчик , малюнчик .
· Галюха , малюха .
Таким образом , рифма есть , так сказать , побочный продукт этой неумолимой работы ребенка над своим голосовым аппаратом , и продукт чрезвычайно полезный : благодаря ему тяжелая работа ощущается ребенком как игра .
Детское стихотворчество - признак избытка играющих сил . Оно явление такого же порядка , как кувыркание или махание руками .
· Я не танк волоку ,
· Я в галопию скаку !
До четырехлетнего возраста ребенок был и поэт , и певец , и плясун одновременно , а теперь стихотворство становиться для него самостоятельной деятельностью , отдельной от всякого другого искусства .
На шестом или чаще всего на седьмом году жизни они понемногу переходят от эмоциональных выкриков к чисто литературным стихам :
· Лежит рядочком с брюквой
· И кажется , вот - вот
· От счастья громко хрюкнет
· И хвостиком махнет .
Стихи для детей - норма человеческой речи , естественное выражение их чувств и мыслей .
Заповеди для детских поэтов
1 . Учиться у народа . Учиться у детей
В девятнадцать лет Петр Ершов создал гениальную книгу , которая живет более ста лет . В поучительной судьбе « Горбунка » явно поставлен знак равенства между детьми и народом .
Сказки Пушкина все до одной были сказки крестьянские и по словарю и по дикции .
Басни Крылова , возникли как литература для взрослых с непревзойденным совершенством воссоздали народную речь , у нас будет полное право сказать , что русский народ продиктовал своим гениальным писателям все лучшие детские книги .
Это детские стихотворения Некрасова , детские книги Л . Толстого , Ушинского , насквозь пропитанные нашим фольклором .
Единственный компас для писателей - народная поэзия . Задача писателей - не точная имитация старинного народного творчества . Но не только у народа должны мы учиться , второй учитель - ребенок . Надо знать потребности и вкусы малолетних читателей , воспитывать их , влиять , формировать как личность .
2 . Образность и действенность
· 1 заповедь - графичность .
Стихотворения должны быть графичны , т . е . в каждой строфе , а порою и в каждом двустишии должен быть материал для художника , ибо мышлению младших детей свойственна образность .
« Ехали медведи на велосипеде
А за ними кот задом наперед .
А за ним комарики на воздушном шарике . »
· 2 заповедь - наивысшая смена образов .
Стихи , печатаемые без рисунков , теряют , чуть не половину своей эффективности .
« Муха криком кричит ,
Надрывается ,
А злодей молчит ,
Ухмыляется . »
· 3 заповедь - словесная живопись должна быть лирична .
Словесная живопись должна быть лирична .
Поэт - рисовальщик должен быть поэтом - певцом . Ребенку мало видеть тот или иной эпизод , изображенный в стихах : ему нужно , чтобы в этих стихах были песни и пляски .
« И сел на кита Айболит
И одно только слово твердит :
Лимпопо , Лимпопо , Лимпопо ! »
· 4 заповедь - подвижность и переменчивость ритма .
Нужна подвижность и переменчивость ритма . Для разнообразия фактуры стиха используется переход от хорея к дактилю , и наоборот .
« Вон акула Каракула
Распахнула злую пасть .
Вы к акуле Каракуле
Не хотите ли попасть
Прямо в пасть ? »
3 . Музыка
· 5 заповедь - повышенная музыкальность .
Нужна повышенная музыкальность поэтической речи , плавность , текучесть звуков .
« Курица - красавица у меня жила ,
Ах , какая умная курица была . »
4 . Рифмы . Структура стихов .
· 6 заповедь
Рифмы в стихах для детей должны быть поставлены на самом близком расстоянии одна от другой , т . е . быть как можно ближе друг к другу .
« И сейчас же к нему из - за елки
Выбегают мохнатые волки :
« Садись , Айболит , верхом ,
Мы живо тебя довезем ! »»
· 7 заповедь
Те слова , которые служат рифмами в детских стихах , должны быть главными носителями смысла всей фразы .
« Таня - Ваня задрожали -
Бармалея увидали .
Он по Африке идет ,
На всю Африку поет : … »
· 8 заповедь
Каждая строка детских стихов должна жить своей собственной жизнью и составлять отдельный организм .
« Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало .
Глянул заинька в окно ,
Стало заиньке темно . »
5 . Отказ от эпитетов . Ритмика .
· 9 заповедь
Не загромождать детских стихов прилагательными . Ребенка по - настоящему волнует в литературе лишь действие , лишь быстрое чередование событий .
« У меня зазвонил телефон .
- Кто говорит ?
- Слон .
- Откуда ?
- От верблюда .
- Что вам надо ?
- Шоколада . »
· 10 заповедь
Преобладающим ритмом этих стихов должен быть непременно хорей .
« Дон , дон , дон , дон !
Загорелся кошкин дом … »
6 . Игровые стихи
· 11 заповедь
Стихи должны быть игровыми , т . к . вся деятельность младших и средних дошкольников выливается в форму игры . Тот, кто не способен играть с малышами , пусть не берется за сочинение стихов . Дети играют не только вещами но и произносимыми звуками .
« Жила - была мышка Мауси .
И вдруг , увидела Котауси .
У Котауси злые глазауси
И злые - презлые зубауси . »
· 12 заповедь
Поэзия для малышей , должна быть и для взрослых поэзией .
· 13 заповедь
В своих стихах поэты должны не столько приспосабливаться к ребенку , сколько приспособлять его к себе , к своим « взрослым » ощущениям и мыслям .
Последняя заповедь прямо призывает детских поэтов « мало - помалу нарушать многие из вышеуказанных заповедей , дабы путем постепенного усложнения формы подвести малыша вплотную к восприятию великих поэтов » .