Волхвы
В евангелии от Луки, во второй главе говорится о пастухах, направленных ангелов в Вифлеем для поклонения новорождённому Исусу. Ориентиры отсутсвуют. В евангелиях Иоанна и Марка эпизод рождения Христа вообще не упоминается.
И вот некто Лопухин, ссылаясь на средневековые легенды, напридумывал или передал множество новых. Например, в евангелии прямо говорится, что волхвы видели звезду на востоке и пошли за нею (стало быть на восток пошли!). Но Лопухин, вослед за попами и традиками фантазирует, что В. увидели звезду на Востоке,дескать,сидели они у себя на Востоке (не понять даже - Ближнем или Дальнем) и увидели звезду. И тогда говорят себе - пошли, робяты, в Иерусалим, на запад, спросим - что за дела?
И эта нелепость никого не удивляла по меньшей мере лет 400, пока не пришёл А.Т. Фоменко.
Любопытно и поучительно узнать, что история с путешествиями волхвов не имела в средневековье современного вида. Так в греческой Минее (богослужебной православной книге), якобы XI в., цитированной (опосредованно через книгу
F. Cumont Textes et monuments figures relatifs aux mysteres de Mithra. Vol. II. Bruxelles, 1899 )
в книге: Б.И. Кузнецов Древний Иран и Тибет. История религии Бон. 1998 сообщается совершенно иное направление хода и волхвов и их звезды:
"В тот же день, 25 декабря, поклонение магов. В те дни некий Валаам из страны персов взволновался и стал пророчествовать и многое другое, и это, а именно, что взойдёт звезда от Иакова, и сокрушит старейшин Моава. Остальные прорицатели и маги имели такое пророчество путём передачи. Наконец, дошло оно троих магов - царей персидских, и они ждали, когда увидят звезду Христа, потому что она не сделала своей орбиты, как остальные звёзды, с востока на запад, а к северу. Узнав, что звезда означает рождение великого царя, они отправились за звездой и звезда остановилась над пещерой, в которой родился ребёнок..."(стр. 245-246)
Там же Кузнецов цитирует Кюмона:
"Маги достигли на востоке Иерусалима, как это было предсказано Зердуштом."
Таким образом, звезда должна была вести волхвов к северу. Что вобщем-то согласуется и с северным расположением их мощей. В традисторическо-поповской же версии совершенно игнорируется объяснение того - как царица Елена принесла их мощи с дальнего Востока (от самого океана)?
У Дюрера я видел четыре гравюры этого сюжета:
1. Рождество Христово, 1503 и 1510 года - там в гостях у семейства два бродяги с дудками;
2. Поклонение волхвов, 1503 и 1511 г. - тут уже по четыре знатных господина. В первой выделяется араб, похожий на испанского гранда, во второй, по одежде - испанский араб, турок в феске, чалмасто-бородастый перс и некто спиною, в чалме с саблей и со шпорами.
Что в этой связи можно выяснить ещё? Сейчас появилось много апокрифической литературы, в том числе и евангелий (Петра, Марии, Фомы, ...) - нет ли там указаний на волхвов?
Кстати, сообщение о сочетании Юпитера и Сатурна в Рыбах - достоверно. Кеплер не ошибся (или в этом вопросе теория планетных движений 17 века совпадает с современной):
1) Сатурн вошёл в созвездие Рыб 1 марта 8 г. до н.э. и вышел 25 апреля 6 г. до н.э.;
2) Юпитер вошёл в Рыбы 19 февраля 7 г. до н.э. и вышел 27 февраля 6 г. до н.э.;
3) Сатурн и Юпитер соединились 30 мая 7 г. до н.э. и пробыли в соединении полгода;
4) Марс вошёл в Рыбы 23 января 6 г. до н.э. и соединился с Сатурном 21 февраля 6 г. до н.э. в 22 гр. Рыб, в это время Юпитер отошёл от них к 28 градусам того же знака (что условно может считаться соединением).