Отрицание необходимости аскезы
Кьеркегор, в соответсвии с протестантской догматкой, отрицает необходимость аскезы. В вере чувственные наслаждения являются уже чем-то безразличным. И все-таки существует сокрытость, оправдываемая этикой - это уход в монастырь. Стать монахом - величайшее движение самоотречения, считает Кьеркегор. В этом движении человек постигает всю тоску одиночества. А в одиночестве человек пристально вглядывается в свою душу, и вытаскмвает на поверхность не только хорошие, но и самые темные влечения. В этом состоит великий страх и ужас существования в одиночестве. Однако, как считает Кьеркегор, уход в монастырь - это, все же, только движение самоотречения. Истинное движение - движение веры, монаху нужно еще осуществить силой абсурда.
В своем творчестве Кьеркегор пытается дать психологическое объяснение страха, присутствующего в каждом человеке, с точки зрения христианства. Этому посвящена одна из книг Кьеркегора - "Понятие страха". Эта книга была написана через год после публикации "Страха и трепета". "Понятие страха" по форме "несколько дидактичной", однако, как иронично заметил сам Кьеркегор, это "самое легкомысленное" его произведение.
Это произведение посвящено проблеме первородного греха, лежащего в основе страха. Через грех Адама грех вошел в мир, а через грех каждого человека страх входит в сознание каждого индивида. Но страх также является состоянием, предшествующем всякому греху. Самый первый грех, грех Адама, открыл, вместе со страхом, дорогу смерти. Пониманию того, как грех вошел в первого человека, и как он продолжает входить в каждого последующего человека, посвящено "Понятие страха".
В рассмотрении понятия страха и греха Кьеркегор сразу же усматривает некоторые трудности. Дело в том, что понятие страха принадлежит психологии, а "понятие греха, по сути, не принадлежит никакой науке". Это рассмотрение "ориентируется на догматику, вместе с тем принадлежит сфере психологии", так как понятие греха ближе всего находится к догматике.
Тождественно ли понятие первородного греха понятию первого греха в последующем человеке? Если тождественно, то объяснив грех Адама, можно таким образом объяснить как грех "поселяется" в душе каждого человека и, следовательно, как возникает страх.
Кьеркогор считает, что "человек является индивидом, и, как таковой, он в одно и тоже время является самим собой и целым родом таким образом, что целый род участвует в индивиде, а индивид - в целом роде". Поэтому, если бы первый грех Адама был отличен от первого греха любого последующего индивида, то Адам оказался бы выделен из рода и тогда он бы не участвовал в истории рода. А если бы это было так, то грех Адама не был бы значим для последующего индивида, т.е. грех каждого человека не полагался бы через первородный грех, а это является пелагианством, т.е., что человек рождается от природы безгрешным. Следовательно, Адам был самим собой и в то же время - родом. И то, что "разъясняет Адама, разъясняет также и род, и наоборот".
Грех входит в человека через первый грех. Здесь Кьеркегор критикует гегелевское "переход количества в качество". Грех полагается через качественный прыжок, а не через количественное возрастание греховности в человеке. "Это прямо-таки логическая и этическая ересь, когда пытаются сделать вид, будто греховность в человеке определена количественно до тех пор, пока она в конце концов посредством самозарождения не породит первого греха в человеке."
Состояние, которое присутствует в человеке до грехопадения - это невинность. Невинность - это неведение. Кьеркегор противопоставляет христианское понятие невинности гегелевской трактовке понятия невинности, как непосредственного. Гегель считал, что невинность - это непосредственность, и следовательно - ничто. Поэтому, оно должно быть снято. Однако, даже неэтично утверждать, что невинность должна быть снята. Но невинность снимается только через вину, и как только человек полагает для себя невинность, только он начинает мыслить эту невинность, тогда он становится греховным. И невинность снимается.
В невинности человек еще неопределен как дух, но определен душевно. "Дух в людях грезит." Так как невинность - это неведение, то в невинности отсутствуют понятия добра и зла. "В этом состоянии царствуют мир и покой; однако в то же самое время здесь пребывает и нечто иное, что, однако же, не является ни миром, ни борьбой; ибо тут ведь нет ничего с чем можно было бы бороться." И это - Ничто. Это Ничто порождает страх. Однако этот страх не является чем-то, он отличен от боязни, которая страшиться чего-то конкретного. Здесь объектом страха является Ничто. Этот страх есть "действительность свободы", которая отражает возможность для возможности. И однако здесь нет объекта для этой возможности. Дух боится самой возможности возможности, по сути дела, объекта для этой возможности нет, это - Ничто.
Животные и бездуховные люди не подвержены этому страху, потому что они но определены духовно. И чем более духовен человек, тем более подвержен он страху.