Оммаж
Установление вассальных связей оформлялось специальной процедурой — оммажем.
(hominaje) представлявшей собой принесение клятвы верности сеньору. Очевидво, тот же термин использовался для обозначения клятвы в нерушимости какого-либо договора вообще .
Ритуал принесения оммажа состоял в целовании руки сеньора и произнесении специальной словесной формулы: « Senor, besovos la mano e so vuestro vassallo» . Сид пытался восстановить вассальную связь с королем, поэтому его послы всякий раз говорили королю:
Por mio Cid el Campeador todo esto vos vesamos
A vos llama por senor e tienes por vuestro vassallo.
Оммаж Сиду приносили вступавшие в ряда его войск новобранцы:
Lleganletodos, la mano van besar.
Вассальная связь могла быть расторгнута по желанию обеих сторонсеньора или вассала. Так, например, король разорвал свою вассальную связь с Сидом, изгнав его из королевства. Разрыв вассальных связей должен был происходить в соответствии с теми же формальностями что и установление вассалитета: рыцарь, желавший расторгнуть свою вассальную связь с королем или другим сеньором, должен был направить к нему своего представителя, которому надлежало поцеловать сеньору руку и сказать: « Senor, rico ome, besavos la mano por el, e de aqui adelante ya no es vuestro vassallo» .
И представители высшей знати, и инфансоны могли расторгнуть свою вассальную связь с королем и по собственной воле удалиться из королевства. Так, граф Раймунд Беренгер, игнорируя тот факт, что Сид был изгнан из Кастилии, называет его «вышедшим» (salido) , т. е. покинувшим королевство по собственному желанию. Гильос Гарсиас — «вышел» (fo) из Арагона . Епископ Жероли угрожая Сиду «покинуть» его (quitar), если тот не исполнит его просьбы . Наконец, некоторые рыцари «покидали» войско Сида:
Mas le vienen al mio Cid, sabet, que nos le van.
Однако разрывать вассальные связи было необязательно, если вассалы хотели лишь на время покинуть сеньора. Тогда он мог у него отпроситься или «попрощаться» (despedirse) .
Разрыв вассальных связей влек за собой утрату вассалом всего имущества, полученного от сеньора; у Сида король отобрал все его honores, как и у всех остальных своих вассалов, ушедших с Сидом . Так же и Сид приказад отбирать у решивших покинуть его войско рыцарей нажитое ими имущество и раздавать его тем, кто оставался в Валенсии .
Если рыцарь не разрывал официально вассальные связи с сеньором, а бежал тайно, стремясь сохранить все полученные от сеньора дары, он считался предателем. Сид велел отлавливать таких беглецов и сажать их на кол .
Интересно, что это распоряжение Сида трактуется в поэме как весьма полезное и своевременное. Очевидно, эта мера могла найти поддержку среди профессиональных рыцарей, ориентировавшихся на долговременное сотрудничество с Кампеадором и плохо относившимся к всевозможным бродягам, желавшим урвать пучок добычи и скрыться, не соблюдая воинских обычаев.
Таким образом, поэма отражает воззрения довольно-таки сознательной и дисциплинированной части мелкого рыцарства, высоко ставившей понятия долга и честности.
Установление вассалитета обязывало сеньора защищать честь и жизнь своих вассалов. Сид, например, требует от короля как своего сеньора, чтобы он разделил его обиду на инфантов, оскорбивших сидовых дочерей .