Хабылык для счета и мэрикян для гадания
В рамках Всемирного конгресса оленеводов проходит выставка народных промыслов Севера. На выставке представлены изделия из кости, бересты, меха, картины, национальная одежда, ювелирная продукция. Изделия, специально приготовленные для этого мероприятия, привезены из Аллаиховского, Булунского, Среднеколымского, Нижнеколымского, Анабарского улусов и других уголков нашей необъятной республики.
Некоторая сувенирная продукция будет выставлена на продажу, например, изделия из кости, изготовленные в основном школьниками. Стоимость составляет от полутора тысяч руб. И украшения для женщин, сделанные из бересты и меха. Стоят они от 200 рублей до 3 тысяч рублей.
Изделия из кости наиболее распространены у нас в Якутии, и именно они пользуются бешеной популярностью среди иностранных граждан. Как выяснилось, сувениры в виде фигурок животных, а чаще всего народные умельцы изображают мамонта, оленя, медведя, лося, изготавливаются из копытца оленя, кроме того, сырьем служат рога оленя и бивни моржа. Последний материал используют жители Арктической зоны. Кроме известных фигурок животных, мастера удивляют народ игрушками для детей и даже пуговицами.
Любая женщина хочет выглядеть красивой и нарядной. Для этого существуют украшения. Тостэн – украшение из бересты с яшмой. Этот талисман, по поверьям народов Севера, приближает к природе, поэтому такую подвеску рекомендуется носить горожанам, страдающим мигренью и гипертоническим кризом.
Браслет и заколка для волос из бересты выглядят неплохим приложением к подвеске. А если ко всему этому ансамблю добавить якутский хомус, то в таком виде любая девушка сразит наповал любого гостя республики. Если, конечно, она при этом покажет настоящую игру на якутском национальном инструменте.
На выставке также будут демонстрироваться средства передвижения народов Севера – сани. Причем они различаются по видам: ездовые, грузовые, таежные и тундровые. Ездовые и таежные сани по размеру своему маленькие и довольно компактные, а грузовые и тундровые – огромные, рассчитанные выдерживать большой груз, с широкими полозьями.
Меня заинтересовали охотничьи снаряжения. Один из видов называется «чархан». Внешне он напоминает лук и по своему механизму также схож с механизмом лука или арбалета.
Быт женщины Севера, собственно, не очень отличается от быта женщины городской - те же приспособления и те же хитрости. Например, они тоже пользуются подставкой для горячей кастрюли или сковородки. Только у них она называется «таган» и выглядит несколько по-иному.
Всякий житель Якутии любит вылазки на природу. Там мы начинаем жечь костры, варить супы, уху, жарить шашлыки и печь картошку. Внимательный читатель сразу вспомнит, чем же пользуется грамотный турист: котелок, мангал, крючок, вертел. В быту народов Севера все это появилось гораздо раньше, и, надо признать, эти оснащения более изящны и удобны для использования.
Интересным показалось и то, какие игрушки были и есть у малочисленных народов Севера. Например, обыкновенная юла по-эвенски называется мэрикян. Эвены верили: сколько раз прокрутится эта юла, столько лет они будут жить. Хабылык внешне напоминает обыкновенные палочки, они предназначены для счета. Ведь каждый житель Севера, имея в наличии стадо оленей, должен уметь считать их. А искусству счета учат с детских лет. Кроме этого, эта игра предназначена для ловкости рук. Ведь эта игра названа от якутского слова «хап» - «поймать».
Ерегей – вертушка, так же, как и мэрикян, может нагадать, сколько лет тебе прожить. Даже детские забавы северян носят философский характер, наверное, оттого у них такие замысловатые народные сказки и мифы.
Никакая выставка не может обойтись без национальной одежды. Аллаиховские мастерицы специально для предстоящих съезда и конгресса оленеводов сшили целый наряд эвенки: передник, летний кафтан, сшитый из ровдуги, то есть выделанной кожи оленя, и зимний кафтан из оленьей шкуры. В зимнем кафтане можно смело выйти на улицу в 50-градусный мороз, и вам не будет страшен холод. Плюс оленьи торбаза - и тундра вместе с тайгой ваши!
Кстати, узоры на одежде вышиты бисером не просто так. Каждая закорючка и загогулинка имеет свой скрытый смысл. Например, летний передник женщины может рассказать, откуда она родом, из какой местности, замужем или нет, сколько у нее детей, сколько было детей вообще в роду. А нижняя часть подола укажет, богат ли человек или нет, сколько у нее оленей и ездовых собак.
Где-то я читала, что якутские серьги тоже могут многое рассказать об их обладательнице. Так, количество висюлек указывает на количество детей и даже мужей.
Мы привыкли к еде якутов: потроха, кровяная колбаса, керчех, саламат, строганина, сырая печень и другие. А, например, у эвенков, юкагиров и долганов чаще всего встречается вяленая и сушеная еда. Кочевые народы, чтобы дольше сохранить пищу, вялили ее и сушили, не пользуясь солью. Переезжая с места на место, перевозили и еду, бережно запакованную в холщевом мешочке. А жирное мясо они хранят в кишке оленя - кутуя. Так оно может храниться от трех месяцев и дольше. Отсюда существует фраза - «годовой олений язык».
А из самих рогов оленя, если они не идут на изготовление сувенирной продукции, северяне прекрасно делают другие украшения: бусы, шахматы и шашки, брошки, серьги, браслеты и даже люстру. Хотя эвены верят, что целые рога нельзя хранить в доме. Это приведет к несчастьям.
Так что северные люди - народ запасливый и бережливый, и у них ничего не пропадает. Все идет в дело!
Автор выражает большую благодарность Анне Лыскаевой, заведующей Гео-информационным центром Института проблем малочисленных народов Севера, за помощь в подготовке материала.
Лора РАБИНОВИЧ, 28.03.2005