Время и характер
Вопрос времени - отнюдь не второстепенный для многих представителей земной цивилизации. Это замечательное, абсолютно-относительное явление каждый день напоминает нам, как беспредельна вечность и как, по сравнению с ней, недолгосрочна наша жизнь.
В своем понимании времени, в своем ощущении времени человек отличается от других поселенцев нашей планеты. Поэтому хотелось бы выяснить, как наше отношение к этому явлению способствует формированию нашего характера, от которого зависит наше поведение, взаимоотношения с людьми и стратегия нашей жизни вообще.
Обычно люди живут в настоящем, но хорошо помнят прошлое и нет-нет - думают о грядущем. Но не все так просто и обычно. Кому-то интереснее копаться в своем прошлом и жить воспоминаниями, кому-то мечтать и строить планы. Таким образом, определяется поведенческая направленность индивидуума, а фактор времени служит неотъемлемой частью в формировании его характера. Поэтому тип характера сильно зависит от того, как человек относится ко времени.
В типологии характера по фактору времени есть два типа ориентации - конструктивная и деструктивная. В каждом выявленном типе присутствуют обе, но всегда превалирует одна.
Деструктивная ориентация характера
Нытик - человек, деструктивно ориентированный на прошлое, характеризуется чувством вины, сожаления, раскаяния, угрызений совести. Такие люди обычно очень обидчивы. Их беспрерывно гложут "не переваренные" воспоминая прошлого. Таких людей, например, все еще задевает оскорбление двадцатилетней давности. Прошлое поставляет им обширный материал для извинения собственных ошибок или, наоборот, культивирования чувства вины.
"Из-за смерти отца шесть лет назад я чувствую себя настолько плохо, - любят заявлять такие типы, - что жизнь потеряла для меня всякий смысл". Или: "Я чувствую себя таким виноватым после той истории, что совсем не могу заботиться о жене и детях".
Мечтатель - человек, деструктивно ориентированный на будущее, живет в мире идеализированных целей, планов, ожиданий, предсказаний и страхов. Он полностью поглощен заботами и терзаниями о своем будущем. Такие типы обожают астропрогнозы, ведь именно там можно найти объяснение своему бездействию или промаху - ведь написано же: "завтра у вас плохой день, поэтому не высовывайтесь". Они всегда подсознательно ждут от судьбы подарка: кто-нибудь обязательно должен придти и предложить им работу, какая-нибудь дальняя родственница оставить миллионное наследство, предпочтительно в у.е., ну, а если чуда не происходит, то они уже самостоятельно выстраивают здание своих обещаний миру, другим, себе:
"Следующим летом я превращу наш сад в рай". "Я так беспокоюсь о том, что меня не возьмут на работу, что лучше отложу это собеседование". "Вот увидишь, в следующий раз я сделаю это лучше".
Деятель. Люди, деструктивно ориентированные на настоящее - ничуть не лучше. Они характеризуются тем, что беспрерывно суют нос в чужие дела, много говорят и мало делают. Это абсолютно патологические личности - их прошлое не настолько насыщенно, чтобы жить им и упиваться воспоминаниями, оно не является достаточным вкладом в настоящее. Будущее же несвязно и туманно, а главное - оно слабо связано с их деятельностью в настоящем. Поэтому такой человек являет собой личность, вовлеченную в бессмысленную деятельность и нерефлективную концентрацию. Иными словами - суетное существо, всегда активно избегающее трезвого взгляда на самого себя. Обычно такой тип заявляет:
"Сейчас у меня так много дел, что просто нет времени на..." "Ну ты же видишь, какая круговерть и насколько мне сейчас тяжело... Как же ты можешь от меня еще чего-то требовать?"
Конструктивная ориентация характера
Актуализатор - это личность с конструктивной ориентацией характера, в отличие от всех выше перечисленных типов, имеющая дело с реальным процессом жизни в настоящем. Это не значит, что она живет только сегодняшним днем. Ей также необходимо и прошлое, и будущее, но не для того, чтобы завязнуть в них руками и ногами и с их помощью придать настоящему больше смысла.
Актуализатор понимает, что память и предвидение - это акты в настоящем. То есть фокус всегда находится в настоящем, а прошлое и будущее по праву занимают задний план. Такой человек не зависит от фантомов прошлого или будущего, они не застят ему глаза. Он свободно живет, переживает, приобретает жизненный опыт, ориентируясь здесь и сейчас. Актуализатор выражает не мнимые возможности, а реальные, и старается с помощью своих трудов и талантов справиться с трудностями жизни. Он чувствует себя благополучным потому, что его существование наполнено продуктивной деятельностью.
Жизнь Деятелей (личностей, как бы живущих в настоящем) вроде бы тоже состоит из активных действий, но проводятся они в холостую. Им не на что опереться, им не на что рассчитывать. Поэтому они не живут, а - суетятся.
Мечтатели (личности, живущие в будущем) опираются на ожидаемые события. Они удовлетворяют свое тщеславие путем химер своего воображения и предполагаемых целей. Как правило, они тешат себя этими планами на будущее просто потому, что несостоятельны в настоящем. Они изобретают смысл жизни, чтобы оправдать свое существование.
Нытики (личности, живущие в прошлом) также не имеют достаточно твердой опоры в себе, зато сильно преуспели в обвинении других. Они не понимают, что все их проблемы существуют здесь и сейчас, независимо от того, где, когда и кем они были рождены. И решение их надо искать в "здесь и теперь".
Единственное время, где у нас есть возможность жить - это настоящее. Мы можем и должны помнить прошлое; мы можем и должны предчувствовать будущее. Но живем мы только в настоящем. Даже тогда, когда мы повторно переживаем прошлое, оплакиваем или осмеиваем его, мы делаем это в настоящем.
Актуализаторы (личности с конструктивной ориентацией характера) свободно обращаются за помощью к прошлому, ищут силы в памяти и часто апеллируют к будущему в поисках целей, но они понимают прекрасно, что и то, и другое - акты настоящего. Именно такие типы личности понимают толк в жизни, потому как ценят каждую минуту, приближающую нас к... ну, вы сами знаете.
Типичное и индивидуальное в характере
Характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием (и это главное!), так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни. Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера.
Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу прежде всего проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им - леность, небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств. Д. И. Писарев писал: "Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком". Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п.
Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность. Как утверждал В. Гюго, "у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности".
Цельный характер
Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу прежде всего проявляется в отношении личности к общественному труду.
В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им - леность, небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств. Д. И. Писарев писал: "Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком". Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность. Как утверждал В. Гюго, "у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности". В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни.
И прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них. Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка - это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность - одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность.
Волевые черты характера. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого поведения человека. "Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладают, конечно совершенно различными психологическими качествами". По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы.
Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать. Волевые качества можно воспитывать у человека. И. П. Павлов подчеркивал, что человек - это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться. Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например его темперамент. Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость.