Роль фантазии и сказки в воспитании детей
О необходимости развивать детскую фантазию при помощи чтения сказок Ф . М . Достоевский писал в конце жизни одному из родителей : Вы говорите , что до сих пор не давали читать вашей дочери что - нибудь литературное , боясь развить фантазию . Мне вот кажется , что это не совсем правильно : фантазия есть природная сила в человеке , тем более во всяком ребенке , у которого она , с самых малых лет , преимущественно перед всеми другими способностями развита и требует утоления . Не давая ей утоления ; или умертвишь ее , или обратно - дашь ей развития , именно чрезмерно ( что и вредно ) своими собственными силами . Такая же натуга лишь истощит духовную сторону ребенка преждевременно
.
Лишенный Мюнхаузена , Гулливера , Конька - горбунка , ребенок бессознательно компенсирует себя множеством самоделковых сказок . Без фантазии и в физике , и в химии будет полный застой , т . к . создание новых гипотез , придумывание новых приборов , догадки о новых химических соединениях - все это продукты фантазии .
Сказка делает свое дело : помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире , обогащает его душевную жизнь , заставляет его почувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость , за добро , за свободу , и , когда надобность в ней минует , ребенок сам разрушает ее . Но до семи - восьмилетнего возраста сказка для каждого нормального ребенка есть самая здоровая пища - не лакомство , а насущный и очень питательный хлеб , и никто не имеет право отнимать у него эту ничем не заменимую пищу .
Сказка нужна ребенку для того , чтобы возможно полнее , пышнее , богаче пережить этот полезнейший для его психического развития период .
Необходимо использовать тяготение ребенка к сказке , чтобы развить , укрепить , обогатить и направить их способность к творческой мечте и фантастике . Тем , кто фантазирует принадлежит будущее .
Сказки бывают разные, рекомендуем разделы со сказками в книжных:
в озоне
Выбор огромный.
- Классические зарубежные сказки
- Русские народные сказки
- Сборники сказок
- Сказки мира
- Сказки русских писателей
- Современные зарубежные сказки
Основное воспитательное значение сказки
Теперь уже считается общепринятой истинной , что сказка совершенствует , обогащает и гуманизирует детскую психику , т . к. слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей , кто борется за справедливость , добро и свободу . В этом -то деятельном сочувствии малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение сказки .
Цель сказочников заключается в том , чтобы какою угодно ценою воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями , радоваться радостями другого , переживать чужую судьбу , как свою .
Наша задача заключается в том , чтобы пробудить , воспитать , укрепить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать , сострадать , и сорадоваться , без которой человек - не человек .
Только эта способность , привитая с самого раннего детства и доведенная в процессе развития до высочайшего уровня , создавала и будет впредь создавать Бестужевых , Пироговых , Некрасовых , Чеховых , Горьких …