Что нужно для нормального развития речи
В левом полушарии (у левшей в большинстве случаев - в правом) лежат центры речи, свойственные только человеку. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.
Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств - слух, зрение, обоняние, осязание - были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речеслухового и речедвигательного анализаторов. Анализаторы - сложные нервные механизмы, производящие тончайший анализ всех раздражений, воспринимаемых организмом высших животных и человека из внешней и внутренней среды. К анализаторам относятся все органы чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания), а также специальные рецепторные аппараты, заложенные во внутренних органах и мышцах. Большое значение для развития речи имеет психофизическое здоровье ребенка - состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), а также его физическое (соматическое) состояние.
В речевых областях разделение коры на слои и созревание нервных клеток завершается в основном к двухлетнему возрасту ребенка, но тонкое строение коры совершенствуется еще в течение многих лет.
Большое значение имеют передняя и задняя центральные извилины. Передняя центральная извилина - это так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то или иное движение; задняя центральная извилина воспринимает ощущения от мышц. Каждая мышца тела связана с "чувствительной проекцией" в задней центральной извилине - благодаря этому человек чувствует положение и состояние каждой части тела: например, согнута или выпрямлена рука, как повернута голова и т. п.; по нервным путям из передней центральной извилины ко всем мышцам бегут нервные импульсы, которые заставляют одну мышцу сокращаться и напрягаться, а другую - расслабляться.
К двум годам активный словарь у детей насчитывает 250 - 300 слов. В это же время начинается процесс формирования фразовой речи. Сначала это простые фразы из двух - трех слов, постепенно, к трем годам, они усложняются. Активный словарь достигает 800 - 1000 слов. Речь становится для ребенка полноценным средством общения.
К пяти годам активный словарь у детей увеличивается до 2500 - 3000 слов. Удлиняется и усложняется фраза, улучшается произношение. При нормальном развитии речи к четырем - пяти годам у ребенка спонтанно корригируются физиологические нарушения звукопроизношения.
К шести годам ребенок правильно произносит все звуки родного родного языка, имеет достаточный по объему активный словарь и практически овладевает грамматическим строем речи.
Временное (физиологическое) нарушение звукопроизношения
В возрасте до трех лет очень часто наблюдается неправильное произношение звуков. Как правило, это так называемое временное (физиологическое) нарушение звукопроизношения, причиной которого обычно является недостаточная сформированность, подвижность артикуляционной моторики. При этом дети не могут правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, особенно языком, в результате чего звук искажается, произносится неточно. Типично возрастные несовершенства произношения речи у детей:
1. Согласные звуки произносятся смягченно сюлочки (чулочки).
2. Замена мягких фонем твердыми тота (тетя)
3. Не произносят шипящие фонемы
4. Не произносят звук "р", или заменяют на "л", "в", "й" - двей, двель (дверь)
5. Смягчение звука "л" и замена на "j" стуй, стуль (стул).
6. Звуки "г", "к", "х", или отсутствуют, или заменяются на "т", "д".
7. Затрудняются в произношении слов со стечением согласных.
8. Перестановка слогов, звуков.
9. Выпадение слогов.
Речь малыша развивается по подражанию, поэтому большую роль в ее формировании играет четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых. Не следует искажать слова, имитировать детскую речь. В этот период необходимо развивать пассивный словарь (слова, которые ребенок еще не произносит, но соотносит с предметами). Постепенно у малыша развивается активный словарь (слова, которые он употребляет в своей речи).
Голосовой отдел
В состав голосового отдела входят гортань и голосовые складки. Гортань представляет собой широкую короткую трубу, состоящую из хрящей и мягких тканей. Голосовые складки выполняют функцию звукового вибратора. Они вибрируют каждый раз, когда между ними проходит струя воздуха. Благодаря им возникает звук.
Таким образом, периферический речевой аппарат служит для:
а) подачи воздуха;
б) образования голоса;
в) является резонатором, придает звуку силу и окраску.
Развитие речи начинается у ребенка с трех месяцев, с периода гуления. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, т. е. формируется импрессивная речь. Прежде всего малыш начинает различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия. К девяти - десяти месяцам он произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа). К году словарь обычно достигает 10 -12, а иногда и большего количества слов (баба, киса, му, бэ и др.) Уже на втором году жизни ребенка слова и звукосочетания становятся средством речевого общения, т. е. формируется экспрессивная речь.
Дыхательный и артикуляционный отделы
Дыхательный отдел.
В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голосообразовательную и артикуляционную функции, кроме основной - газообмена. Выдох в момент речи осуществляется при активном участии выдыхательных мышц - это брюшная стенка и внутренние межреберные мышцы. Они обеспечивают наибольшую длительность и глубину выдоха.
Артикуляционный отдел.
Представлен органами артикуляции, которые подразделяются на подвижные и неподвижные. К подвижным относятся: нижняя челюсть, губы, мягкое небо и язык (подвижны передняя часть языка, кончик языка, передний край, боковые края, спинка языка; задняя часть языка фиксирована и носит название корень языка).
Громкость и отчетливость речевых звуков создается благодаря резонаторам.
Резонаторы расположены по всей надставной трубе (глотка, носовая полость, ротовая полость). Надставная труба выполняет функцию резонатора и шумового вибратора. Шумовым вибратором являются щели между зубами и губами, между губами, между языком и зубами, между языком и твердым небом и т. д. При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные. Одновременное включение шумовых и звуковых вибраторов образует звонкие сонорные согласные.
Строение артикуляционного аппарата
Так как фонематические дефекты звукопроизношения обусловлены нарушением фонематического слуха, воспитатель должен проверить его состояние. Для этого педагог определяет умение ребенка дифференцировать (различать) на слух следующие группы звуков: свистящие - шипящие (с - ш, з - ж, с' - щ, ц - ч), сонорные (л - р), звонкие - глухие (б - п, д - т, г - к), твердые - мягкие (т - т', д - д', н - н'). Одним из наиболее доступных приемов проверки является такой. Воспитатель просит ребенка повторить за ним в той же последовательности два слога, например: са - ша (ши - сы, со - шо, шу - су и др.) - для детей пяти лет. Шестилетним детям можно предлагать для воспроизведения по три слога, например: са - ша - са (сы - сы - ши, шо - со - шо, шу - шу - су). Проговаривая слоги, воспитатель закрывает рот экраном (листом бумаги), который держит на расстоянии 10 - 15 см, чтобы ребенок не мог использовать как подсказку видимые им движения органов артикуляционнго аппарата. Сначала воспитатель произносит звуки медленно, затем постепенно убыстряя темп.
Так как фонетические нарушения звукопроизношения связаны в основном с нарушением речедвигательного анализатора, воспитатель должен зафиксировать отклонения в строении органов артикуляционного аппарата - челюстей, зубов, твердого неба. Наиболее частыми дефектами челюстей и зубного ряда являются различные нарушения прикуса (соотношения верхнего и нижнего зубных рядов при сомкнутых челюстях):
прогения - передние зубы нижней челюсти выступают далеко вперед;
прогнотия - передние зубы верхней челюсти сильно выдвинуты вперед;
открытый прикус - при сомкнутом положении верхней и нижней челюстей остается свободным промежуток между верхними и нижними зубами.
Если промежуток образуется между передними зубами при сомкнутых боковых, это передний открытый прикус; если промежуток наблюдается между боковыми зубами при сомкнутых передних, это передний открытый прикус.
"Тело человека. Нескучная анатомия"
Книга рассказывает об устройстве человеческого организма и о том, как функционируют его системы и органы. И все это увлекательно и занимательно, доступным детям языком, без длинных скучных объяснений и непонятных слов (есть словарик). Здесь можно найти четкие ответы на самые сложные вопросы.
Подробные цветные схемы и забавные иллюстрации помогут во всем разобраться, а удивительные факты - блеснуть на уроке.
Для детей 7-10 лет.
Эта удивительная книжка содержит множество любопытных фактов о каждом из нас. Например, о том, что человеческое тело состоит на 70% из воды, что мы можем различать почти 10 000 разных запахов, а когда мы улыбаемся, то используем сразу 32 мышцы. В этой книжке нет скучных статей, непонятных слов и занудных объяснений. Зато здесь есть ответы на самые сложные вопросы и много-много интересных картинок!