admin

От Индии к Новому Свету

Мысль некоторых исследователей обратилась от древних руин на берегах Инда на противоположный конец земного шара - к Новому Свету, к Америке. Впрочем, гипотеза об американском происхождении культуры Рапа-Нуи была выдвинута задолго до того, как лопата археолога вошла в древнюю почву долины реки Инд.

Загадочная письменность кохау ронго-ронго не раз привлекалась и сторонниками гипотезы “затонувшего материка”, и “меланезийской гипотезы”, и “индийской гипотезы” для доказательства истинности этих теорий. Была она использована и для подтверждения “американской гипотезы”. Один из знаков рапануйской письменности, по мнению Тура Хейердала, изображает птицу кондор, обитателя Анд. А в другом значке кохау ронго-ронго можно рассмотреть стилизованное изображение пумы, также живущей лишь в Южной Америке. Не указывает ли это на родину письменности и всей рапануйской культуры? В преданиях жителей острова Пасхи говорится, что первый вождь, легендарный Хоту Матуа привез с собой 67 дощечек с письменами кохау ронго-ронго. А в те времена, на расстоянии в несколько тысяч километров, только в одном месте существовала письменность - в древнем Перу.

Итак, гигантские статуи, умение строить каменные платформы и здания, своеобразная письменность-все это, по мнению Хейердала и сторонников “американской теории”, было завезено на остров Пасхи в отдаленные времена из древнего Перу. “В ту пору не было ни войн, ни распрей, и каждое последующее поколение стремилось превзойти предыдущее размерами своих изделий. Вдоль берегов ого-ленного острова появились аху с огромными статуями, обращенными лицом внутрь острова, спиной к морю”.

У островитян существует предание, в котором говорится, что остров Пасхи был когда-то частью большой земли. Великан Уоке, который мог своим посохом поднимать и разрушать острова, разгневавшись однажды, решил уничтожить эту землю. Большая территория опустилась под воду, незатопленным остался лишь небольшой клочок земли - остров Пасхи, ибо магический жезл великана Уоке сломался о горы. Отсюда пошло и местное название острова Пасхи - Те Пито-о-те-Хенуа, “Пуп земли”.

Не является ли этот миф указанием на то, что остров Пасхи был когда-то частью материка, затонувшего затем в Тихом океане. Ведь тогда легко можно будет объяснить многие загадки этого острова и в первую очередь - тайну каменных гигантов. Не являются ли они, вместе с загадочной письменностью, последними памятниками культуры “тихоокеанской Атлантиды” или как стали называть гипотетический материк в Тихом океане, - Пацифиды (от слова Пасифик - Тихий океан). 


«Остров загадок»... «остров тайн»... «остров неразрешенных проблем»... «таинственный остров» - эти названия прочно укрепились за островом Пасхи. Тому способствовали и действительная сложность и противоречивость дошедших до нас фактов, и подогреваемый журналистами и любителями сенсаций напряженный интерес к этому маленькому клочку земли, затерявшемуся в просторах Великого океана, к попыткам восстановить его историю, его культуру.

Наука идет от тайны к знанию шаг за шагом. Подошла она и к разгадке «тайны острова Пасхи» с его иероглифическим письмом, с его удивительным искусством. Больше того. Материал искусства может помочь ученым решить многие проблемы истории и культуры острова. Ибо искусство Рапа-Нуи, как и всякое искусство, было неразрывно связано со всею жизнью островитян, с их верованиями, культами, общественным устройством.

В различных музеях мира хранится большое число различных предметов, вывезенных с острова Пасхи. Например, в Берлинском музее народоведения числится 160 предметов, в Дрезденском музее - 111, в Музее Бишопа на Гавайских островах-31, в Музее антропологии и этнографии Академии наук СССР -15. Значительную часть этих коллекций представляют произведения рапануйского искусства. Еще больше шедевров деревянной скульптуры рассеяно по частным собраниям. Ибо многочисленные частные «визитеры» «выманивали изделия из дерева у нищих жителей острова» до тех пор, пока «почти все, что можно было увезти, было вывезено» и «остались лишь гигантские головы на склонах гор», как свидетельствует Тур Хейердал. Кстати, археологическая экспедиция, возглавляемая этим прославленным исследователем и путешественником, значительно пополнила число известных миру произведений искусства Рапа-Нуи.

На многочисленных образцах памятников архитектуры, монументальной и станковой скульптуры, наскальных росписей и пиктограмм искусствоведы могут наглядно проследить процесс обособления, отпочковывания от общей полинезийской культуры самобытного искусства острова Пасхи, процесс деления, в связи с рождением государства и классов, «языка изображений» на письменность и живопись.

Эти вопросы важны не только для специалистов по культуре Океании Ведь история развития рапануйского искусства может служить своеобразной моделью для изучения хода эволюции искусства при распаде первобытнообщинного строя. Сходные явления имели место и в додинастическом Египте, и в доколумбовой Америке, и на берегу Гвинейского залива у народа йоруба с его замечательными скульптурами, и в античном мире.

Именно в общности процессов развития общества, в общности процессов развития искусства лежит причина сходства памятников острова Пасхи с произведениями других народов мира. И изучение искусства «острова тайн» может облегчить понимание эволюции мирового искусства в период становления государства и распада первобытной «модели мира», когда «бессознательно-художественные» творческие импульсы первобытного человека становились осознанным умением, творчеством художника-мастера.