Мифы о солнечных богах
Отражали две группы представлений — о смене времен года и о борьбе солнца с мраком и злом. Вот некоторые из них:
Знойный ветер пустыни, хамсин, приносящий засуху, дул в определенное время года; когда он прекращался, начинался бурный рост растительности. Эти явления природы отразились в следующем повествовании: дочь Ра Тефнут поссорилась с отцом и, превратившись в львицу, гордо удалилась в Нубию. Ра, скучающий по своей любимицепосылает за ней Шу и Тота, которые стали павианами. Им надо вернуть Тефнут отцу, завлекая пением и танцами. Они успешно справляются со своим заданием и гордая Тефнут возвращается. На радостях она вступает в брак со своим бра — том Шу, что предвещает рождение природой новых богатых плодов.
Праздник возвращения дочери Ра в египетских календарях назывался «днем виноградной лозы и полноты Нила».
В наиболее знойное время года считалось, что солнце распаляется гневом на людей и наказывает их с помощью своей другой дочери — Сехмет: когда Ра состарился и «его кости стали из серебра, его плоть из золота, волосы из чистой ляпис-лазури», люди перестали почитать бога-царя и даже «замыслили против него злые дела». Тогда Ра собрал совет старейших богов во главе с их прародителем Атумом, которые и решили наказать людей. На них напустили другую люби — мую дочь Ра Сехмет, которая превратившись в львицу, стала пожирать людей. При этом она так разъярилась, что ее невозможно было остановить. И вновь мудрейшие собрались на совет, где решили напоить Сехмет красным пивом, дабы она, опьянев, уснула…… Когда же Сехмет пробудилась, то она уже забыла о своих кровожадных подвигах…
Борьба солнца с силами мрака представлялась как борьба Ра с владыкой подземного мира, огромным змеем Апопом.
Другие боги.
Хапи — бог Нила. Его символы — лотос и папирус. Его праздник соединялся с началом разлива Нила.
Апис — бог плодородия в виде быка — черного, но с белым круглым пятном на лбу и с особыми волосами на хвосте. Кроме того он был душой бога Птаха и бога Ра.
Хнум — бог плодородия в виде человека с головой барана. Он известен как один из прародителей рода людского, вылепив последних на гончарном круге. Он же позаботился и о духовном двойнике человека — его ка.
Рененутет — богиня плодородия и собранного урожая, что отразилось в ее эпитетах: «владычица плодородия»,»правительница закромов». Представала в образе змеи или женщины с головой змеи. Праздник, посвященный богине Рененутет, проводился в день окончания жатвы. А немного позже она становится еще и богиней судьбы.
Шаи — бог виноградной лозы и судьбы.
Онурис — бог охоты и войны.
Маат — богиня истины и справедливости, жена Тота. Изображалась в виде женщины со страусовым пером на голове.
Тот — бог мудрости, счета и письма, муж Маат. Его священные животные — павиан и ибис. Изображался в виде человека с головой ибиса и палеткой писца в руках. Как божество астральное отожествляется с луной и в этом божественном статусе вел счет дням, месяцам и годам египетского календаря.
Сиа — богиня мудрости и познания-женщина, соправождавшая бога Тота с правой стороны.
Птах — помимо того, что он был демиургом от Мемфиса, Птах считался покровителем ремесел и искусств.
А теперь обратимся к заупокойному культу. К основным письменным источникам относятся следующие произведения:
«Тексты пирамид» — древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах погребальных камер в пирамидах фараонов 5 и 6 — й династий Древнего царства (26-23 вв. до н. э.).
«Тексты саркофагов» — ритуальные тексты, которые должны были обеспечить фараону (а со временем 11 — й династии и частным лицам) продолжение жизни в царстве мертвых. Они были заимствованы из «Текстов пирамид» и размещались на стенках саркофагов, начиная с периода Среднего царства.
«Книга мертвых»-составлялась с периода Нового царства. Свитки папируса содержали необходимые магические формулы, заклинания и около двухсот изречений, которые должны были помочь умершему вступить в загробное царство.
Заупокойный культ египтян опирается на следующие представления: со смертью челове — ка умирает только его тело, тогда как продолжают жить другие ипостаси его существа — имя (рен), душа (ба), вылетающая из тела в виде птицы, двойник человека (ка); именно судьба Ка связана с судьбой тела, ибо Ка не бессмертен, он может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым; Ка может быть съеден загробными чудовищами, если его не защитят магические формулы.
В разработанной до мельчайших подробностей системе представлений египтян о потустороннем мире одно из главных мест занимают «поля блаженных» (поля Иалу), на которых умерший должен был совершить все земледельческие процессы от возделывания земли до сбора урожая.
Повелителем загробного мира был Осирис — один из самых почитаемых в Египте богов.
Поначалу Осириса считали богом природы: с ним связывали жизнь растений — умер Осирис — умерла природа; расцветет все весной — значит, Осирис ожил. Именно поэтому он и превратился в бога мертвых, который вершил свой суд.