Змея и птица
Во многих мифах и преданиях говорится о непримиримой вражде между змеёй и птицей. Вероятно, здесь речь идёт о противопоставлении хтонического или хаотического начала (змея) и небесного (птица). Так, в восточных сказках встречается волшебная птица Рух (Рок), смертельный враг змей; в мифах Центральной Америки — огромная птица Вух (Вок), которая также ненавидит змей и пожирает их. «У американских индейцев змея — громовое существо, молния, носитель дождя, враг Громовой Птицы, лунная и магическая сила, копьё богов войны». (27). Изображение хищной птицы, терзающей бога-змею, явно отсылает к космогоническим мифам, где бог-громовержец творит мир из расчленённого тела дракона-хаоса. Орёл является символом громовержца у многих народов: Второзаконие (32, 11-12) гласит: «Как орёл вызывает гнездо своё, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берёт их и носит их на перьях своих: Так Господь один водил его* и не было с Ним чужого бога».
Однако змея и птица могут существовать и в симбиозе, если можно так выразиться. Черты змеи и птицы сочетаются в облике крылатого дракона (т. е. дракона небесного). Многие боги имеют в своей внешности (на изображениях) элементы этих двух существ. Или воспоминания о том, что так когда-то было, содержатся в имени бога. Имя Кукулькана, бога ветра и планеты Венера и подателя дождей в мифах майя, переводится как «Змей, покрытый перьями кецаля». Кецалькоатль — «змей, покрытый зелёными перьями», а змея и птица — его благотворные ипостаси. Исида как богиня ветра, создавшая его взмахами своих крыльев, изображается в виде соколицы или крылатой женщины, но одновременно она повелевает змеями. По другой версии она объединила в себе черты древнеегипетских богинь Нехбет (Нехебт), изображавшейся в виде коршуна (иногда — змееголового), и Уто (Уаджит), изображавшейся в виде кобры. В книге Чжуан-цзы говорится, что некая гигантская рыба кунь (а рыба как водное, хаотическое животное, как правило, может быть приравнена к змее: ср. Иону в чреве кита, гигантскую щуку в «Калевале») превращается в птицу Пэн.
Одним словом, змея и птица далеко не всегда противопоставлены друг другу.
_________________________
(27) Купер Дж. Энциклопедия символов. Статья «Змея (змей)»
* Т. е. Израиль.