Образ огня в поэзии - результаты анализа
На основе исследования образа огня в русской и татарской литературе мы пришли к следующим выводам:
1. В мифологии образ огня связан, в первую очередь, с теплом, домашним очагом, является символом жизни, тепла. В различных религиях, как правило, огонь имел очищающее значение. В разных философских школах огонь воспринимался по-разному, однако и здесь можно определить его значение: в большинстве философских течений огонь воспринимается как стихия возрождения, очищения, диалектического устройства мира.
2. На понимание образа огня в национальных литературах сильное влияние оказывают как мифологическое, так и религиозное понимание огня. В татарской литературе преобладает понимание огня в религиозном плане, а в русской - в мифологическом понимании. Однако, необходимо учесть, что в русской поэзии образ огня чаще, нежели в татарской несет метафоричное значение (например, при описании цвета).
3. Образ огня, на наш взгляд, более распространен в татарском языковом мышлении, что отражается в различных идиоматических выражениях и материалах устного народного творчества. Данное различие остается и поэтическом творчестве двух народов - татарском и русском. Более широкое использование символа огня в татарской поэзии в целом, и сохранение восточных и тюркских поэтических традиций, в частности. Огонь в татарской поэзии до сих пор является символом состояния вечной души, томления, страсти. В русской поэзии это выражено менее весомо.
4. В русской поэзии образ огня представлен, с одной стороны, мифологическим символом как очаг, тепло, солнце, жизнь. Это мифологическое понимание восходит в определенной степени к язычеству. С другой стороны, символ огня как очищение, как геенна огненная для грешников. Это христианское понимание символа огня. Они широко представлены в русской поэзии вообще. В поэзии же конца 19 века превалирует мифологический символ огня.