Священные камни
Некоторые народы считают, что священный камень — это граница, где встречаются две сферы, два мира — священный и профанный.
У славян камни ценились:
1) Как алтарь;
2) Как исцеляющее место. Такие камни часто имели отпечатки в виде «божьей стопы»;
3) По старой традиции, которую никто уже не помнит;
4) Искусственные скифские бабы.
Историк религии Мирча Элиаде писал о причинах поклонения камню: «Камень прежде всего есть. Он всегда остается самим собой, он продолжает существовать, и что еще важнее, он бьет, поражает (...). Они (различные народы — В.Б.) почитали камни или пользовались ими как орудиями духовного воздействия, как средоточием энергии, особой силы, призванной защитить их самих или их мертвецов (...). Камень защищен от животного и воров, а главное — хранил от смерти...» (Элиаде, 1999). По мнению этого же автора культовые (сакральные) камни выполняли следующие функции:
1. Камни-надгробья. Цель камня — «прикрепить» душу покойника к определенному месту, устроить для души временное пристанище, успокоить ее. Недаром говорят, что камни — окаменевший дух предков.
2. Камни-оплодотворители. Некоторые народы считают, что если женщина потрется телом о священный камень, то обязательно забеременеет.
3. Камни с отверстиями, камни-исцелители. В некоторых странах, чтобы ребенок рос здоровым, его протаскивали через отверстия в священном камне. Такие отверстия часто именовали «вратами избавления».
4. Камни-метеориты. Своей сакральностью они обязаны космическому происхождению. Во многих регионах земли камни-метеориты являлись символами и знаками плодородия и назывались «гром-камни», так как за ними, якобы, гналась молния. Поэтому они способствуют дождю.
5. Камни-покровители, охранители, амулеты. Некоторые камни почитались как защитники человеческой жизни, покровители скота, ремесел.
6. Камни — жилища богов, духов и предков.
7. Камни-свидетели.
8. Камни, под которыми находят детей или клад (Элиаде, 1999).
Буряты поклоняются грудам камней, называемых «обо». Они считают, что камень — заместитель умершего, вместилище души; камнями окружали место погребения, чтобы помешать духу покойника выйти за эту границу. Камень как бы впитывает в себя сверхъестественную силу души и духов, удерживая их в себе. Камни бросают на «обо», как бы вверяя себя покровительству «хозяина местности». Очень значимым является такой элемент оформления «обо», как центральный столб — «дерево жизни» (ветви и стволы молодых деревьев), служащий знаком счастья, удачи, блага.
В Польше с валунами связано лишь одно поверие, заключающееся в том, что камни нельзя двигать с места.
В Украине в некоторых местах раньше с осторожностью относились к скифским бабам. Известны случаи, когда их скидывали с кургана, так после этого на все село нападала засуха и неурожай, которые пркращались лишь после того, как бабу восстанавливали на прежнее место. По другому украинскому поверью, каменные бабы — это былые великаны, которые плевали в Бога, за что тот покарал их, превратив в камень.