Символ огня
Символизирует трансформацию, очищение, дающую жизнь производящую силу Солнца, обновление жизни, оплодотворение, силу, мощь, энергию, невидимую энергию в процессе осуществления, сексуальную силу, защиту, оборону, видимость, разрушение, слияние, страсть, мольбы, перемену одного состояния на другое, либо переход в него, способ передачи сообщений или приношений Небесам. Пламя олицетворяет духовную силу, трансцендентность и озарение, свидетельствует о наличии божества или души, пневмы, вздоха жизни; воодушевление и просвещение.
Пламя на голове или вокруг нее, подобно нимбу, свидетельствует о божественной силе, потенции души или гении, поскольку голова рассматривается как место нашей жизненной души.
Пламя покидает тело в момент смерти. Огонь и пламя - типичные символы сердца. Оба они амбивалентны: с одной стороны, они божественные и творческие, с другой - демонические и разрушительные: огонь пожирает все созданное и возвращает его к первоначальному единству. Огонь и пламя олицетворяют истину и знание, поглощающие ложь, невежество, иллюзии и смерть и выжигающие нечистоту. Крещение огнем восстанавливает первоначальную чистоту, сжигая окалину, что ассоциируется с проходом через огонь для обретения рая, который с тех пор, как был покинут, окружен огненной стеной и охраняется стражами с мечами огненными, олицетворяя невозможность прохода для людей невежественных и непросвещенных.
Пламя можно разделить на два взаимодополняющих аспекта: свет и жар, изображаемые, соответственно прямыми и волнистыми линиями. Свет и жар могут означать интеллект и эмоции, блеск несущей благодатный дождь молнии, тепло очага, то есть либо огонь уютный, либо внушающий почтительный страх. Разжигание огня равносильно рождению, воскресению, а в примитивных культурах - сексуальному воспроизведению. Обычай носить факелы по случаю помолвки и во время исполнения обрядов плодородия указывает на воспроизводящую функцию огня. Огонь и вода являются двумя великими, активным и пассивным, принципами вселенной; они - Отец Небо и Мать Земля, все противоположности в мире элементов. Огонь и вода находятся в постоянном конфликте, но в виде жара и влаги они необходимы для всякой жизни. В мире овощей огонь представлен семенем горчицы.
Огонь и ветер - проявления вулканических богов. Огонь домашнего очага - центр дома и является женским аспектом огня.
Символами огня являются треугольник, опирающийся на свое основание; свастика; львиная грива; волосы; острое оружие; ель; азалия.
В алхимии огонь - центральный стабилизирующий и унифицирующий элемент. Действие начинается огнем и кончается огнем (ибн Бишрун).
В вигваме у американских индейцев огонь занимает сакральное, центральное место, это место расположения Великого Духа; помимо всего прочего, огонь является посредником между Богом и человеком.
У ацтеков огонь - это ритуальная смерть, выкуп и наказание. В буддизме огонь олицетворяет мудрость, сжигающая всякое невежество.
Огненная колонна является неиконическим символом Будды. Огонь пожирает, а вода очищает. У китайцев пламя означает присутствие божества.
Огонь - это опасность, раздражение, свирепость, скорость, но в качестве духовной силы он солярен, ян. Соединенный с принципом воды инь, огонь символизируется триграммой - - , в которой снаружи имеются линии ян, а внутри пустота инь. В христианстве огонь олицетворяет религиозное рвение и мученичество.
Языки огня означают пришествие Святого Духа, глас Божий, божественное откровение; эмблема святого Антония Падуанского.
У египтян огонь связан с Тотом как вдохновением. В греко-римской культуре огонь - атрибут всех вулканических богов-кузнецов и богов грома, таких как Гефест (Вулкан), олицетворяющих силу земного огня; кроме того, является эмблемой богини печи Весты; связан с Гермесом (Меркурием) как вдохновение. Богиня печи Гестия (Веста) была госпожой огня (Еврипид). У евреев огонь означает божественное откровение и глас Божий. Господь Бог твой есть огнь пожирающий.
У индусов огонь - трансцендентный свет и знание, жизненная энергия мудрости. Огонь также идентифицируется с силами разрушения, освобождения и восстановления, послушными Шиве. Колонна пламени и вздымающийся дым ведического бога огня Агни олицетворяет ось мира. Будучи огнем, Агни связан как с плодородием молнии, приносящей дождь, так и с домашней печью. Пламя изображается золотыми зубами Агни, острым языком и лохматыми волосами; он скачет на солнечном олене, держит топор, веер и кузнечные мехи; рожден от дерева. На ведическом огненном алтаре зажигаются три огня на Юге, на Востоке и на Западе, олицетворяющие Солнце и Небо, эфир и ветры, и Землю.
Черный, ужасающий аспект огня символизируется Кали (Дургой), которая является также всепожирающим Временем; обычно изображается в виде черной или красной фигуры с длинными клыками и языками огня, держащей атрибуты ее мужа Шивы: трезубец, меч, барабан и сосуд с кровью. Разжигание огня - это воспроизведение акта творения, интеграции и воссоединения посредством жертвоприношения. Кольцо пламени вокруг Шивы олицетворяет космический цикл творения и разрушения.
Огонь как жизненное пламя - это Кришна: Я огонь, помещенный в телах всех живущих (Бхагавад Гита). В иранской мифологии огонь был Священным Центром персидского храма, местом божества и Божественным Светом в душе человека. Это также сила Солнца, символизируемая Атаром, божественным огнем в Небесах и в дереве. Он также ассоциируется с законом и порядком. В зороастризме семя человека и быка имеют источником огонь, а не воду. В исламе огонь и пламя - это свет и жара, божество и преисподняя. У пифагорейцев огонь ассоциируется с тетраэдром, поскольку является первым элементом, а тетраэдр - первой фигурой в геометрии. В шумеро-семитской мифологии Мардук был богом огня, дожигающим врагов пламенем.