admin

Апокалипсис

Есть предположение, что Апокалипсис написан разными авторами или к тексту Иоанна позже были сделаны дополнения, что объясняет ряд противоречий текста Откровения.

Обратимся к позиции Апокалипсиса. План Откровения очень стройный. После вступления / 1: 1-8/ автор «в духе «/ выражение для обозначения состояния экстаза / получает повеление написать письма к семи малоазийским церквам / 1: 9-3: 22 /. Второе видение: «Сидящий на престоле «открывает одну за другую семь печатей с запечатанной книги / 4: 1-8: 5 /. Третья картина: перед нами семь ангелов, трубящих в трубы / 8: 6-11: 19 /. Четвертая глава представляет зверя и дракона / 12-14 /. Пятое видение: в первой части - семь чаш гнева / 15-16 /, во второй - судьба Вавилона - Рима / 17: 1-19: 10 /. Далее - пришествие Иисуса Христа: огненное озеро поглощает зверя и дракона /19: 11-20: 15/. Седьмое видение: новый мир, небесный Иеррусалим /21: 1-22: 5/.

Конец двадцать второй главы образует заключение книги. Все содержание Апокалипсиса, вправленное в раму семи видений / кроме 2 и 3 глав /, исчерпывается пророчествами и грузной оправой иудейской апокалиптики. Ожидание близкого пришествия Иисуса Христа сообщает всей книге приподнятый, напряженный тон. С этой стороны она вполне вводит нас в настроение первохристианской общины. Рим вызывает невыразимое ожесточение: это - «великая блудница «, с которой «блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле «. Она упоена. кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых «. «Воздайте ей так, как она воздала вам. Придут на нее казни, смерть, плач и голод, и будет сожжена огнем. И восплачут, и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие. с нею.

В Апокалипсисе отразился дух ненависти к Риму, жажда мести и предвидение ее удовлетворения. Среди иудеев кипели антиримские настроения, питавшие ожидание гибели «вавилонской блудницы «в результате божественного вмешательства и неизбежной грядущей победы добра над злом.

Однако, фактический ход истории не оправдал надежд. Иудейская война кончилась поражением иудеев, разрушением Иерусалимского храма и порабощением Иудеи.

Согласно эсхатологии Апокалипсиса, ангел сковывает сатану на тысячу лет: «после же сего ему должно быть освобожденным на малое время «. «Души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие «оживают и царствуют с Христом тысячу лет. «Это первое воскресение. Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы. И ниспал огонь с неба от Бога, и пожрал их. А дьявол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков / гл. 20 /. Заключительные главы изображают новый Иерусалим "приготовленный как невеста".

Представляет интерес и интерпретация Апокалипсиса православного теолога, священника Александра Меня: «В Апокалипсисе говорится о двух противоборствующих силах. Они представлены в виде Агнца И Дракона, Христа и царства демонической гордыни. Иоанн прибегает к шифру, к многозначным символам, которые во многом могут быть истолкованы в свете ветхозаветных текстов. Его устрашающие видения притягивали и завораживали мысль, особенно в переломные кризисные эпохи. Мы видим апокалиптические темы и на стенах древнерусских храмов, и в произведениях Дюрера, Эль Греко, Пикассо. Апокалипсис - это книга - предупреждение. За иносказательной картиной битв между ангелами и чудовищами стоит мысль о том, что зло сеет зло, что отступление от заветов вечной правды несет гибель». (5, 72)

А. Мень говорит о том, что прежде пророчества Апокалипсиса об отравлении морей, рек, воздуха казались фантастикой. Но сегодня они звучат вполне реалистично. Значит Откровение Иоанна действительно предупрежает о войнах, о тирании, о неизбежном ужасе?! Однако, православный священник исполнен надеждой в то, что «свет победит, силы зла не будут буйствовать вечно «. (5, 73)