Типология и функции лидеров
Безусловно, политические лидеры, выражая интересы больших групп людей, оказывают значительное воздействие на ход событий. Совокупность политических лидеров, осуществляющих высшее политическое руководство и управление обществом, составляет правящую группу (политическое руководство).
Социальная значимость политического лидерства прямо зависит от уровня политической культуры и активности масс. Преобладание активистской политической культуры, существование устойчивых демократических традиций, наличие неконтролируемого государством гражданского общества и политической оппозиции сужают возможности для некомпетентного лидерства, злоупотреблений властью и вместе с тем создают благоприятную почву для проявления в политике индивидуальных способностей и дарований. Поэтому совершенствование системы отбора лидеров и повышение демократической политической ангажированности масс - это два важнейших условия эффективного политического руководства обществом.
Богатство понятия лидерства отражается в его типологии. Существуют разнообразные классификации лидерства. Разнообразие типов лидеров во многом объясняется богатством направлений их деятельности, широким кругом решаемых задач. Эти задачи прямо зависят от конкретной ситуации, в которой осуществляется лидерство. Они возникают на базе определенных потребностей и экспектации общества, социальных групп и организаций. Осознание таких потребностей проявляется в форме задачи. В этом аспекте функции лидера обычно сводятся к своевременному учету общих потребностей, четкой формулировке целей, взятию на себя ответственности за их реализацию, организации масс на их осуществление. Это достаточно формальные функции, характеризующие основные этапы осуществления социальной роли лидера.
Типы лидерства
В зависимости от отношения руководителя к подчиненным лидерство делится на авторитарное (основано на угрозе санкций, применении силы) и демократическое (учет руководителем мнений всех членов группы, в их участии в управлении).
Одна из наиболее распространенных типологий лидерства восходит к учению М. Вебера. В соответствии с этими способами лидеров подразделяют на традиционных (монархи) - их авторитет основан на обычае; рационально-легальных - это лидеры, избранные демократическим путем; и харизматических, наделенных по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами.
В основе первого типа лидерства лежит привычка, второго - разум, третьего - вера, эмоции.
Термин «харизма» заимствован из теологии, где он означает некий божественный дар. М. Вебер расширил это понятие до светского толкования. Применительно к политическому лидеру «харизма» означает те особые качества, благодаря которым личность становится над обычными людьми. Эти качества помогают лидеру усиливать веру в себя и тем самым укреплять свою власть над остальными.
К современным харизматическим лидерам западные политологи относят, например, Р. Рейган, объясняя его личную популярность такими качествами, как последовательность и решительность, которые он проявлял в любой ситуации.
В современной политологии нередко используют четыре собирательных образа лидера: знаменосца (привлекательный идеал, «мечта», способная увлечь массы); служителя (выразитель интересов своих приверженцев и избирателей); торговца (характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы); пожарного (ориентируется на самые актуальные общественные проблемы).
В политике по характеру и масштабу деятельности различают лидеров трех уровней: 1) лидер малой группы лиц, имеющих общие интересы, обладающих наибольшей властью в данном обществе; 2) лидер общественного движения (организации, партии), лицо, с которым конкретные социальные слои ассоциируют возможность удовлетворения своих интересов; 3) лидер-политик, действующий в системе властных отношений, в которой политическое лидерство представлено в виде социального института, т. е. Лидер национального масштаба.
Имеются и другие классификации лидерства. Так, политические деятели делятся на правящих и оппозиционных; кризисных и рутинных; пролетарских, буржуазных и др.
Функции лидера
Лидерство по своей сути способно сплачивать людей, мобилизовать их на борьбу за улучшение условий жизни, причем может выполнять эту функцию в течение длительного времени путем последовательного решения задач, подчиненных общей цели. Результаты политической деятельности политических лидеров могут быть различными: хорошими и плохими, отличными и ужасающими.
К характеристикам функций лидера можно отнести следующие функции:
1) Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей.
2) Нахождение и принятие оптимальных политических решений. И хотя лидеры не застрахованы от ошибок, все же именно способностью найти более приемлемые пути решения общественных задач обычно оправдывается их пребывание на руководящих постах.
3) Социальный арбитраж и патронаж, защита масс от беззакония, поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания.
4) Коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и эмоциональной связи и тем самым предотвращение отчуждения граждан от политического руководства.
5) Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей.
6) Легитимация строя. Эта функция присуща лидерам в тоталитарных обществах. Когда политический режим не может найти своего оправдания в исторических традициях и демократических процедурах, то он вынужден искать его в особых качествах харизматических лидеров, которые наделяются необыкновенными способностями и в большей или меньшей мере обожествляются.