Перспективы развития телевидения
Вначале - о благе телевидения, его новых горизонтах на рубеже двух веков. Именно этим были озабочены разработчики Федеральной целевой программы (ФЦП) развития телевидения на ближайшие годы. В ее формировании приняли участие ведущие отечественные специалисты - ученые, инженеры, связисты, тележурналисты.
Основной задачей будущего развития телевидения России, по их мнению, является увеличение охвата населения существующими государственными программами. При этом усилия должны быть направлены на обеспечение всего населения страны передачами так называемого социально-гарантированного блока, который включает необходимый минимум общественно-политического, информационного, культурно-просветительского, художественного, спортивного и образовательного вещания.
В социально-гарантированный блок входят телевизионные программы "Россия", некоторые передачи Первого канала и по одной местной программе в каждом регионе страны. Их прием должен быть обеспечен без дополнительных финансовых затрат со стороны абонента (например, на приобретение спутникового приемного устройства, на замену телевизора или на приобретение дополнительных устройств к существующим) .
Имея собственные сети, региональные ГТРК становятся свободными в определении объемов и содержательной структуры вещания. Его продолжительность можно будет существенно увеличить, поскольку расширение числа источников формирования программ снимает проблему создания собственного значительного творческого и технического потенциала.
По данным опроса 1996 года, большинство региональных ГТРК предполагает переход на собственный канал распространения к 2000 году со значительным увеличением объемов вещания. При этом ряд регионов предпочитает оставить некоторую часть объема вещания на канале "Россия" до создания собственной сети, равноценной ему по охвату телезрителей. Значительная часть региональных компаний ориентируется на спутниковые каналы.
Телевизионная программа "Россия" (ВГТРК) - основная общественно-политическая, информационная, культурно-просветительная и художественная программа Российской Федерации. Объем вещания - 17,3 часа в сутки. Программа распространяется на пять вещательных зон в виде основной программы и четырех дублей. Для вещания используется сеть наземных и спутниковых каналов связи, телевизионных передатчиков и ретрансляторов, которая обеспечивает возможность приема программы для 98,7 процента населения страны. Программа "Россия" ретранслируется также в государствах ближнего зарубежья: Азербайджане, Таджикистане, Кыргызстане, Узбекистане, Белоруссии, Армении, Грузии в полном объеме и Казахстане, Украине в сокращенном объеме.
Телевизионная программа "Первый канал", создаваемая общероссийской телерадиовещательной организацией - акционерным обществом "Общественное российское телевидение". Объем вещания 18,5 часа в сутки. Распространяется на территориях РФ и стран ближнего зарубежья. Охват населения России - около 99 процентов. Телевизионная программа "Петербург - 5 канал", создается общероссийской государственной компанией "Петербург - 5 канал" в объеме 12,8 часа в сутки и принимается на территории Российской Федерации, где живет 53 процента населения.
Программы регионального телевидения (республик, краев, областей, автономных округов) создаются 90 государственными телерадиокомпаниями и распространяются, как правило, по каналам ВГТРК в пределах своих регионов. В большинстве регионов охват населения местной программой ниже, чем по общероссийским каналам. Это объясняется в первую очередь тем, что программа РТР передается как по наземным линиям, так и через спутники на приемные станции и ретрансляторы, а местные программы используют только наземные линии. Кроме того, в некоторых местах отсутствуют радиорелейные линии для охвата всего региона местными программами. Разница по охвату населения общероссийской программой и местной составляет по этим регионам от 10 до 30 процентов.
Федеральная целевая программа развития телевидения и радиовещания, одобренная в сентябре 1996 года коллегией ФСТР, предусматривает также увеличение количества государственных каналов. При этом программную политику государственного телерадиовещания следует рассматривать не как экстенсивное увеличение количества телеи радиопрограмм, а как разгрузку существующих каналов "широкого профиля", их дифференциацию по направлениям вещания. Для этих целей будут использованы новые технические возможности распространения телеизображения с целью обеспечить широкий выбор тематики для всех слоев и групп населения.
Так, недостаток информации на федеральных каналах о событиях, происходящих в регионах России, должны восполнить зональные каналы регионального телевидения, которые охватили бы вещанием не одну область или республику, а несколько соседних (например, Урал или Поволжье).
Зональный канал не сможет заменить программы местных студий в их основной, наиболее важной функции - "диалоге" с населением своего региона.
Большие размеры территории, многонациональность, многоукладность, этнические и религиозные различия требуют от регионального вещания большой специфики, что, конечно, не сможет обеспечить единая программа.
Таким образом, зональные каналы должны создаваться не вместо, а наряду с региональными. При этом задача организации собственных каналов распространения в процессе развития местных сетей является приоритетной.