Расчеты платежными требованиями
В безналичном обороте при расчетах за товарно-материальные ценности и услуги длительное время доминирующей формой безналичных расчетов была акцептная форма с применением платежных требований. В 1989 г. ее удельный вес составлял 44% всего платежного оборота и 66, 2% общего объема оплаченных счетов за товары и услуги.
Oребование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в банк документов, стоимость поставленных товаров, оказанных услуг, выполненных работ. При инкассовой услуге, которая существует в кредитной организации, банк поставщика сам пересылает ПТ в банк плательщика через органы связи спец. почтой. При взаимной договоренности между поставщиком и покупателем и их банком в целях ускорения расчетов почтовая пересылка документов из банка поставщика в банк плательщика заменяется передачей их содержания по телетайпу или телефаксу. Инкассовые услуги банка поставщика предоставляются клиенту за комиссионные вознаграждения. Платеж за товары и услуги осуществляется в учреждении банка, обслуживающем покупателя.
Поскольку инициатива в расчетах ПТ происходит от поставщика, то оплата этих документов может быть произведена только с согласия (акцепта) покупателя, С этой целью поступившие в банк покупателя ПТ регистрируются в специальном журнале и передаются банком непосредственно плательщику под расписку для акцепта.
Акцепт является тем элементом, который дает возможность использовать безналичные расчеты как важный инструмент контроля за деятельностью поставщика. Покупатель акцептует счет только в том случае, если поставщик выполнит все условия договора, т. е. поставит продукцию нужного качества, в заказанном количестве по установленной цене и т. д. Если поставщик нарушит хотя бы одно из договорных условий, то покупатель не даст согласия на акцепт, следовательно, у поставщика не произойдет акт реализации. Акцепт счета - это не только юридический, но и экономический акт, контролирующий выполнение хозяйственного договора поставщиками.
Отечественная банковская практика знает разные формы акцепта: положительный и отрицательный, предварительный и последующий, полный и частичный.
Положительный акцепт - форма акцепта, при котором плательщик обязан по каждому расчетному документу, содержащему требование поставщика на оплату, заявить в письменной форме либо свое согласие на оплату, либо отказ от акцепта.
Отрицательный акцепт - форм акцепта, при которой плательщик письменно уведомляет банк только об отказе от акцепта. Не заявленные в обусловленный срок отказы расцениваются банком как согласие плательщика на оплату.
Предварительный акцепт означает, что плательщик свое согласие на оплату требования поставщика дает до списания денег с его счета. При этом расчетный документ считается акцептованным, если плательщик не заявил банку отказ в течении трех рабочих дней. При этом день поступления расчетного документа в банк в расчет не принимается. Оплата производится на следующий день по истечении срока акцепта.
Последующий акцепт предусматривает немедленную оплату расчетных документов по мере их поступления в банк в течении операционного дня банка. При этом за ieaoaeuueeii inoaaony i?aai заявления последующего отказа от акцепта в течении трех рабочих дней.
Полный отказ от акцепта возможен в случае, если товар не соответствует условиям договора; недоброкачественный; нестандартный; не заказан; переадресован в пути другому покупателю.
При частичном отказе акцептуется часть суммы счета. Это практикуется, если цены завышены против договорных; наряду с заказанными отгружены не заказанные товары; допущены арифметические ошибки и т. п.
Получив согласие на оплату, учреждения банка оплачивает документы и перечисляет средства в банк, где ведется расчетный счет поставщика. Если расчетные документы должны оплачиваться с расчетного счета покупателя, а денег там не оказалось, и если предприятие не имеет право на кредит, то эти документы помещаются в специальную картотеку несвоевременно оплаченных документов (картотек № 2). Об этом сообщается поставщику, и за каждый день просрочки платежа с покупателя взыскивается пеня в размере предусмотренной договором.
Расчеты платежными требованиями применяются, если они предусмотрены в договорах между поставщиками, покупателями и их банками, за отгруженные материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги и по другим претензиям, счета по которым не оплачены плательщиком. Под договором между хозяйствующим органом и банком подразумевается договор банковского счета, который должен быть заключен при его открытии. Банки не вправе отказывать в приеме к исполнению платежных требований, даже если эта форма расчетов не предусмотрена договором банковского счета.
В течении срока ожидания акцепта документы находятся в картотеке № 1. При отсутствии средств у плательщика акцептованные платежные документы помещаются в картотеку № 2, и их оплата производится по мере поступления денег в установленной очередности.
В настоящее время преобладающей формой акцепта является положительная, т. к. остальные формы акцепта для предприятий и организаций «рискованными «в виду финансового их состояния. Положение о безналичном расчете в РФ, введенное в действие в 1992 году, предусматривает использование в расчетах ПТ положительной формы акцепта, которая всегда имеет предварительный характер.
На основании письма Центрального банка РФ от 30 июня 19943 г. № 98 установлено, что плательщик в праве отказаться от акцепта ПТ по мотивам, предусмотренным в договорах, с обязательной ссылкой на пункт договора и указанием мотива отказа.
Традиционными мотивами отказов от акцепта являются:
товар не заказан;
счет бестоварный;
товар ранее оплачен;
отсутствует согласованная цена;
мотивы, связанные с нарушением договорных обязательств со стороны плательщик, при этом в заявлении об отказе от акцепта требуется указать номер акта приемки по качеству. Один экземпляр акта направляется поставщику. Для акцепта ПТ плательщику дается 3 рабочих дня не считая дня поступления его в банк плательщика. При согласии оплатить частично или полностью ПТ плательщик оформляет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом в банке, и оттиском печати на всех экземплярах и сдает их в обслуживающий банк.
При частичном отказе от оплаты в ПТ в графе «сумма к платежу «плательщик проставляет ту сумму, которую согласен оплатить.
В случае отказа полностью или частично оплатить ПТ плательщик оформляет сопроводительное письмо (извещение) с мотивировкой отказа от акцепта. Если отказ частичный, то указанное сопроводительное письмо передается плательщиком в банк с оформленным ПТ для пересылки его вместе с ПТ в банк поставщика.