Философское понимание информации
Информация существует вне нашего сознания, она может иметь отражение в нашем восприятии только как результат взаимодействия: отражения, чтения, получения в виде сигнала, стимула.
Информация нематериальна, также как и все свойства материи. Информация стоит в ряду: материя, пространство, время, системность, функция. Информация - это отражения объективной реальности в её распространении и изменчивости, разнообразии и проявленности. Информация — свойство материи и отражает её свойства (состояние или способность взаимодействия) и количество (мера) путём взаимодействия.
С материальной точки зрения информация — порядок следования объектов материального мира.
- Порядок следования букв на листе бумаги по определенным правилам является письменной информацией.
- Порядок следования разноцветных точек на листе бумаги по определенным правилам является графической информацией.
- Порядок следования музыкальных нот является музыкальной информацией.
- Порядок следования генов в ДНК является наследственной информацией.
- Порядок следования битов в ЭВМ является компьютерной информацией
- и т. д. и т. п.
Для осуществления информационного обмена требуется наличие необходимых и достаточных условий.
Необходимые условия:
- Наличие не менее двух различных объектов материального или нематериального мира.
- Наличие у объектов общего свойства, позволяющего идентифицировать объекты в качестве носителя информации.
- Наличие у объектов специфического свойства, позволяющего различать объекты друг от друга.
- Наличие свойства пространства, позволяющее определить порядок следования объектов. Например, расположение письменной информации на бумаге — это специфическое свойство бумаги, позволяющее располагать буквы слева направо и сверху вниз.
Достаточное условие одно:
Наличие субъекта, способного распознавать информацию. Это человек и человеческое общество, общества животных, роботов и т. д.
Различные объекты (буквы, символы, картинки, звуки, слова, предложения, ноты и тп.) взятые по одному разу образуют базис информации. Информационное сообщение строится путем выбора из базиса копий объектов и расположение этих объектов в пространстве в определенном порядке. Длина информационного сообщения определяется как количество копий объектов базиса и всегда выражается целым числом. Необходимо различать длину информационного сообщения, которое всегда измеряется целым числом, и количество знаний, содержащегося в информационном сообщении, которое измеряется в неизвестной единице измерения.
С математической точки зрения информация — это последовательность целых чисел, которые записаны в вектор. Числа — это номер объекта в базисе информации. Вектор называется инвариантом информации, так как он не зависит от физической природы объектов базиса. Одно и то же информационное сообщение может быть выражено буквами, словами, предложениями, файлами, картинками, нотами, песнями, видеоклипами, любой комбинацией всех ранее названных.
Чем бы мы не выражали информацию — изменяется только базис, а не инвариант.
Работа с информацией связана с преобразованиями:
- запись информации — формирование структуры материи и модуляции потоков путём взаимодействия инструмента с носителем;
- хранение — стабильность структуры (квазистатика) и модуляции (квазидинамика);
- чтение (изучение) — взаимодействие зонда (инструмента, преобразователя, детектора) с субстратом или потоком материи.
Системология рассматривает информацию через связь с другими основаниями:
I=S/F[MṿRṿT]
где: I — информация; S — системность мироздания; F — функциональная связь; M — материя; ṿ — (v подчёркнутое) знак великого объединения (системности, единства оснований); R — пространство; T — Время.
Виды информации
Информацию можно разделить на виды по различным критериям:
- по истинности
- истинная информация
- и ложная информация
- истинная информация
- по способу восприятия
- Визуальная — воспринимаемая органами зрения.
- Аудиальная — воспринимаемая органами слуха.
- Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами.
- Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами.
- Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.
- по форме представления
- Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.
- Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.
- Графическая — в виде изображений, предметов, графиков.
- Звуковая — устная или в виде записи передача лексем языка аудиальным путём.
- по назначению
- Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.
- Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.
- Секретная — передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам.
- Личная (приватная) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.
- по значению
- Актуальная — информация, ценная в данный момент времени.
- Достоверная — информация, полученная без искажений.
- Понятная — информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена.
- Полная — информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания.
- Полезная — полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.